Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 24 марта 2016 г. N 42
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Морозовой Л.С. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Р1 Технолоджи" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком ГУЗ "Городской родильный дом", уполномоченным органом - ГКУ "ЦМТО" на положения документации электронного аукциона на поставку шовного материала (реестровый N 0891200000316001231),
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - директора учреждения Ванюрского Д.О. (приказ о назначении на должность от 04.08.2014 N142-к), Иващенко Д.В. (доверенность от 05.02.2016 N5/2016); государственного заказчика - Казаковой Л.И. (доверенность от 23.03.2016),
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и мете рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
18 марта 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Р1 Технолоджи" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком ГУЗ "Городской родильный дом", уполномоченным органом - ГКУ "ЦМТО" на положения документации электронного аукциона на поставку шовного материала (реестровый N 0891200000316001231).
Заявителем указано следующее.
В пунктах 1-10 Технического задания заказчиком установлено требование к игле: "антибликовая" или "с черным антибликовым покрытием". Заявитель считает, что данное требование установлено заказчиком лишь с одной целью - ограничить круг лиц, которые могут принять участие в проведении электронного аукциона.
Иглы с черным антибликовым покрытием применяются при проведении оперативных вмешательств в области сердечно-сосудистой хирургии и микрососудистой хирургии. Иглы с таким покрытием выпускаются единственным производителем Ethicon, шовный материал "Пролен". Данная закупка производится для удовлетворения нужд Городского родильного дома, операций вышеуказанного вида в данном медицинском учреждении не производится.
В пункте 4.1. проекта контракта заказчиком установлен срок поставки - в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения заявки в 2016 году. Такой короткий срок на поставку, установленный заказчиком, ведет к ограничению круга лиц, которые могли бы принять участие в закупке. Подавляющее большинство производителей шовного материала находятся в Европейской части РФ, то есть на значительном отдалении от заказчика, следовательно, изготовить и поставить материал в установленный срок по конкретной заявке заказчика будет просто невозможно.
При описании объекта закупки в нарушении статьи 33 ФЗ N44-ФЗ заказчиком установлены точные значения всех показателей, что нарушает права участников и не дает возможности подобрать и поставить аналоги.
Заявитель просит:
- провести внеплановую проверку;
-признать жалобу обоснованной;
- приостановить проведение электронного аукциона;
- выдать предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители уполномоченного учреждения с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать ее необоснованной.
Представитель государственного заказчика с доводами жалобы не согласилась.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в аукционной документации в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Заявленные характеристики установлены, исходя из потребностей заказчика.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Действия по установлению в аукционной документации определенных требований к закупаемому товару не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Иглы с антибликовым покрытием широко используется в тканях с умеренной плотностью, для лучшей визуализации на рабочем столе. Область применения не только сосудистая хирургия, но и общая хирургия, а также гастроэнтерология и гинекология.
Кроме того, существует как минимум четыре производителя игл черного цвета с антибликовым покрытием, такие как "Ethicon", "B.Braun", ООО "Волоть" и Фармацевтическая компания "МедхимФарм", двое из которых находятся на территории Российской Федерации и поставляют иглы в соответствии с требованиями ГОСТов и с соответствующими нормативными документами, где соответствие качества товара подтверждается регистрационными удостоверениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, сертификатом соответствия Госстандарта РФ и т.д.
Предметом торгов является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, поставщиком товара может быть любое лицо, в том числе и не производитель товара. К тому же, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (номер извещения 0891200000316001231) для участия в торгах подано 5 заявок и все пять участников закупки допущены к участию в аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Установленный в документации срок поставки 5 дней, в случае если товар не имеется на складе поставщика или в случае удаления производителя от заказчика, предполагается экспресс доставка товара до заказчика. Сроки экспресс-доставки по России из предложений транспортных компаний не превышают 5 дней.
Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа.
Представитель заказчика просит отказать заявителю в удовлетворении требований.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
10 марта 2016 года для нужд ГУЗ "Городской родильный дом" уполномоченным учреждением - ГКУ "ЦМТО" размещен аукцион в электронной форме на поставку шовного материала (реестровый N 0891200000316001231).
Начальная (максимальная) цена контракта 2 208 792,00 рублей.
Наименование, описание объекта закупки и количество товара утверждены в пункте 21 аукционной документации.
Место, условия и сроки поставки товара определены в пункте 3 аукционной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 22.03.2016 N 1/1219-ЭА на аукцион поступило 5 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе.
На момент проведения заседания Комиссии государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Довод заявителя об ограничении числа участников закупки установленными заказчиком требованиями к характеристикам товара, признан Комиссией необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку шовного материала размещен в интересах государственного заказчика - ГУЗ "Городской родильный дом" для оказания медицинской помощи.
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица, на основании заявки заказчика для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе включать значения показателей, которые не могут изменяться, то есть точные значения.
Довод заявителя о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции, Закона о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признаны Комиссией необоснованными ввиду того, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку шовного материала может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
По смыслу указанной нормы при установлении признаков нарушения закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования к поставляемому товару, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими.
Кроме того, об отсутствии ограничения количества участников закупки свидетельствует наличие нескольких поступивших заявок участников аукциона.
2. Довод заявителя об установлении короткого срока поставки, ограничивающего круг поставщиков, которые могли бы принять участие в закупке, не обоснован в виду того, что заказчиком представлены доказательства возможности доставки товара экспресс-почтой по России в сроки от одного до пяти дней.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Р1 Технолоджи" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Л.С. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 24 марта 2016 г. N 42
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2016