Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 28 марта 2016 г. N 49
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Морозовой Л.С.. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев поступившую 23.03.2016 жалобу ЗАО "ДЭНАС МС" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - ГУ Забайкальским региональным отделением Фонда социального страхования РФ при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем, для обеспечения инвалидов в 2016 году (реестровый N 029110000116000069),
в присутствии представителей ГУ Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования РФ С.В.Крючковой (доверенность N4 от 25.03.2016) и Черных М.В.(доверенность N5 от 25.03.2016),
в отсутствии заявителей (о времени и месте заседания Комиссии уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
23 марта 2016 года поступила жалоба ООО "ДЭНАС МС" на действия заказчика, включившего в описание объекта закупки на поставку технических средств реабилитации - электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем, для обеспечения инвалидов в 2016 году (N0291100000116000069) блокирующие требования, свойственные только патентообладателю ООО "КРУСТ".
В соответствии с жалобой ООО "ДЭНАС МС" согласно п.1 ч.1 ст. ЗЗ Федеральный закона о контрактной системе N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении патентов, полезных моделей, промышленных образцов при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении 2 к разделу 1.3. "Информационная карта аукциона" Документации об аукционе Заказчиком указано требование о том, что поставляемый электронный ручной видеоувеличитель должен иметь, помимо прочего, следующие режимы:
1. Режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения;
2. Режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте.
Данные режимы ЭРВУ запатентованы в качестве полезной модели (патенты на полезные модели N 116665, N 137827). Патентообладателем является ООО "КРУСТ".
Указанные выше режимы описывают наличие дополнительных функций, которые не являются основными в ЭРВУ, и наличие указанных режимов в описании объекта закупки не обеспечивает точное и четкое описание его характеристик. К тому же, как указано выше, данные режимы в ЭРВУ защищены патентами на полезную модель, патентообладателем которых является ООО "КРУСТ".
Кроме этого, в Документации об электронном аукционе Заказчиком указано требование о том, что поставляемый электронный ручной видеоувеличитель должен иметь "Габаритные размеры не более 150x80x40 (мм)".
Указание конкретных габаритных показателей ЭРВУ в описании влечет за собой существенное ограничение количества участников закупки, так как на рынке TCP имеются ЭРВУ как минимум от четырех разных производителей различных моделей, габаритные размеры которых по длине начинаются от 125 мм и заканчиваются 160 мм, по ширине от 73 мм и до 84 мм, по глубине от 24 мм до 36 мм, т.е. имеют незначительные отличия друг от друга в габаритных размерах.
Электронный ручной видеоувеличитель, поставляемый нашей организацией, имеет габаритные размеры 160x80x25, однако указание Заказчиком требования о габаритных размерах не более 150 х 80 х 40 мм ограничивает наше участие в электронном аукционе, несмотря на то, что остальные технические характеристики нашего аппарата, кроме необязательных запатентованных режимов, соответствуют Техническому заданию Заказчика.
Требование Заказчика о наличии габаритных размеров не является существенным условием, ограничивающим поставку средства реабилитации инвалидов.
Указанным требованиям Заказчика о наличии запатентованных режимов и габаритных размерах полностью соответствует только одно изделие, а именно ЭРВУ "Визор", производства ООО "КРУСТ".
Одним из участников закупки был направлен запрос Заказчику об исключении таких требований из аукционной документации.
В своем разъяснении от 21.03.2016 Заказчик пояснил, что всем вышеуказанным характеристикам соответствуют электронные ручные видеоувеличители со встроенным дисплеем, выпускаемые следующими производителями:
* "ЭРВУ "ОПТИМУС" - производитель ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ".
* ЭРВУ "Фокус" - производитель ООО "СЦ ЛЕС".
* ЭРВУ "ВИЗОР -1" , ЭРВУ "Круст-02" - производитель ООО "КРУСТ".
Перечисленные Заказчиком производители ЭРВУ являются организации, аффилированные с ООО "КРУСТ". Сведения об этом находятся в ЕГРЮЛ и других источниках.
Так, производителем ЭРВУ "ФОКУС" является ООО "СЦЛЕС" (ОГРН 1107847141720). Бывшим директором данной организации является Каинов Андрей Владиславович (ИНН 232303279864). Он же является действующим совладельцем ООО "ЛЕГИОН и К" (ОГРН 1022303382507) совместно с господином Пониклевым Валерием Яковлевичем (ИНН 663000086103), который является бывшим директором и владельцем ООО "КРУСТ" (ОГРН 1026601768401).
Производителем ЭРВУ "ОПТИМУС" является ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" (ОГРН 5137746188542). Бывшим генеральным директором и совладельцем данной организации является Грибанов Сергей Андреевич (ИНН 667479943774), который в настоящее время является действующим директором и совладельцем ООО "КРУСТ".
Технические характеристики изделий ЭРВУ этих производителей идентичны характеристикам ЭРВУ "Визор", "Круст-02" производства ООО "КРУСТ".
Существующие на рынке ЭРВУ такие как электронная лупа Bigger B2-50TV-HDMI, ЭРВУ "Pebble HD", ЭРВУ "САНЭД", ЭРВУ "Zooka", ЭРВУ "Ruby HD", ЭРВУ "Smartlux Digital", ЭРВУ "Ash Quicklook Zoom" не содержат вышеупомянутые излишние требования (режим записи и воспроизведения звукового комментария, режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте), однако соответствуют действующим требованиям Государственных стандартов Российской Федерации, применяемых к TCP для инвалидов.
Технические характеристики к данным ЭРВУ находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Наличие требований в описании объекта закупки о запатентованных режимах ООО "КРУСТ" нарушает принцип обеспечения конкуренции.
Об этом также свидетельствуют уже проведенные в 2016 году аукционы в различных регионах РФ на поставку ЭРВУ слабовидящим инвалидам (закупки N0256100000216000068, N0215100002416000050, N0251100003816000032, N0226100001016000049, N0221100000116000045, N0249100000216000013, N0216100000316000060, N0206100000316000019, N0219100000116000025, N 0243100002316000016), где победителем было признано ООО "КРУСТ" либо их аффилированные лица как единственные участники аукционов, подавшие заявки.
Другие участники закупок не имели возможности подать заявки на участие в таких аукционах, так как в аукционных документациях описание объекта закупки содержало требования о наличии запатентованных ООО "КРУСТ" режимов.Упорное несогласие Заказчика об исключении запатентованных режимов из Технического задания и увеличении предельных максимальных габаритных размеров ЭРВУ для расширения конкурентной среды свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков сговора с конкретным производителем ЭРВУ, а также ограничения конкуренции.
Согласно принципу обеспечения конкуренции, установленному ст. 8 Федерального закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме этого, как следует из разъяснений Заказчика, составленное им Техническое задание обусловлено требованиями, предъявляемыми к ЭРВУ Забайкальской краевой организацией "Всероссийского общества слепых".
Обращаем внимание, что требования к ЭРВУ, предъявляемые Забайкальской краевой организацией "Всероссийского общества слепых", не могут служить основанием для формирования Технического задания.
Основанием для формирования Технического задания могут служить только требования Государственных стандартов Российской Федерации, применяемых к TCP для слабовидящих инвалидов, в которых нет ни слова об обязательном наличии таких режимов ЭРВУ как запись и воспроизведение звукового комментария для каждого записанного изображения и обновление внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте, равно как и нет требований о габаритных размерах ЭРВУ не более 150x80x40 (мм).
Требования, предъявляемые к ЭРВУ Забайкальской краевой организацией "Всероссийского общества слепых", указаны в рекомендациях федеральной организации Всероссийского общества слепых, которые не имеют обязательного характера, и не могут служить основанием для формирования Технического задания, так как содержат в себе лишь рекомендации, ориентированные под единственного поставщика-производителя ЭРВУ (ООО "КРУСТ"). Кроме того, они не являются ни каким-либо регламентирующим документом, ни технической документацией.
Представители государственного заказчика не согласились с доводами заявителя и пояснили следующее.
Всем вышеуказанным характеристикам соответствуют как минимум четыре ЭРВУ, выпускаемые следующими производителями:
* ЭРВУ "Фокус" - производитель ООО "СЦ ЛЕС";
* ЭРВУ "ВИЗОР -1" , ЭРВУ "Круст-02" - производитель ООО "КРУСТ";
* "ЭРВУ "ОПТИМУС" - производитель ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ";
Таким образом, на территории России существует обширный рынок производителей ЭРВУ, которые соответствуют вышеуказанным характеристикам, в связи с чем доводы подателя жалобы об ограничении Заказчиком конкуренции не обоснованы.
Данный факт подтверждается ранее проводимыми аукционами заказчика. Например, при проведении региональным отделением электронного аукциона на поставку ЭРВУ в 2015 году (извещение N 0291100000115000041) участниками закупки были представлены три заявки на участие в аукционе. Двое из участников предложили к поставке ЭРВУ "Фокус", производитель ООО "СЦ ЛЕС" и один участник предложил к поставке ЭРВУ "Визор-1" производитель ООО "Круст". Все предложенные к поставке ЭРВУ имели вышеназванные характеристики. Так же данный факт подтверждается многочисленной практикой ФАС РФ. Например, при рассмотрении аналогичной жалобы, в рамках проведения электронного аукциона N0226100001016000049, Решением Белгородского Управления Федеральной антимонопольной службы N050-16-Т от 17 февраля 2016 года, жалобы была признана необоснованной, в связи с тем, что на рынке имеется ряд производителей, которые выпускают ЭРВУ с вышеназванными характеристиками. Аналогичная позиция изложена в Решении УФАС РФ по Тверской области N05-6/1-154-2015 от 12.10.2016 года (реестровый номер закупки 0236100000115000320), в Решении УФАС России по Томской области N003-10/18-16 от 09.03.2016 года (реестровый номер закупки 0265100000416000093), в Решении УФАС России по Чувашской республике N06-04/1222 от 24.02.2016 года (реестровый номер закупки 0215100002416000050), в Решении УФАС по Новгородской области N931/03 от 04.03.2016 года (реестровый номер закупки0250100000316000066).
Доводы ЗАО "ДЭНАС МС" о том, что оспариваемые характеристики ЭРВУ носят дополнительные функции, которые не являются основными для ЭРВУ, и наличие указанных режимов в описании объекта закупки не обеспечивает точное и четкое описание характеристик ЭРВУ, а так же о том, что данные режимы защищены патентами на полезную модель, патентообладателем которых является ООО "КРУСТ" и поэтому не могут быть у продукции, выпускаемой иными производителями, так же необоснованны.
ЭРВУ являются техническим средством реабилитации инвалидов и приобретаются Заказчиком для реабилитации инвалидов, имеющих проблемы со зрением. В связи с чем, все указанные в документации об аукционе технические характеристики продиктованы требованиями Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых" и согласованы Заказчиком с Забайкальской краевой организацией "Всероссийского общества слепых". Если для подателя жалобы оспариваемые функции ЭРВУ являются дополнительными и не нужными, то для инвалидов по зрению они являются необходимыми и расширяют возможность использования ЭРВУ.
Кроме того, статьей 33 Закона о контрактной системе, императивно закреплено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования к поставляемому товару с учетом его потребностей, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к закупаемьм товарам. Таким образом считаем, что региональным отделением правомерно указаны в документации о закупке как основные характеристики (функции) закупаемых ЭРВУ, так и их дополнительные характеристики (функции). В противном случае будет нарушен основной принцип контрактной системы - эффективность закупок, который подразумевает под собой достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд (ст. 12 закона о контрактной системе).
Таким образом, устанавливая дополнительные требования к ЭРВУ, заказчик решает главную задачу- обеспечение инвалидов высококачественными техническими средствами реабилитации, которые позволят им более полноценно адаптироваться в повседневной жизни.
Данная позиция подтверждается доводами, изложенными в самой жалобе, из которой следует, что именно ЭРВУ, которые имеют все оспариваемые дополнительные режимы, закупаются в различных регионах РФ для слабовидящих инвалидов.
Тот факт, что какие-то из вышеуказанных функций запатентованы ООО "КРУСТ", не говорит о том, что другим производителям ЭРВУ запрещено оснастить ЭРВУ функцией режима обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов записанных на флэш-карте или режимом записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения. Наличие данных функций у ЭРВУ различных производителей, это подтверждает. Ссылки на какие - либо патенты, которым должны соответствовать ЭРВУ, в документации об электронно аукционе заказчиком не приводятся.
Заказчик так же не может согласиться с доводами, изложенными в жалобе, в части того, что все вышеуказанные производители являются аффилированными лицами с
ООО "КРУСТ", так как никаких доказательств в аффилированности вышеуказанных производителей в жалобе не приводится. Статья 4 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N
948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" четко определяет понятие аффилированных лиц. В силу данной статьи, бывшие директора и владельцы организаций, не являются по отношению к данным организациям аффилированными лицами.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
17 марта 2016 года государственным заказчиком - ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации размещено извещение об определении поставщика для поставки технических средств реабилитации инвалидов - электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем для обеспечения инвалидов в 2016 году (0291100000116000069).
Способ определения поставщика электронный аукцион. Начальная (максимальная) цена контракта 1 625 787, 75 рублей. Срок окончания подачи заявок 10 часов 07.04.2016.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
На официальном сайте размещена Документация об электронном аукционе для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Документация об электронном аукционе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложения N2 к разделу 1.3 "Информационная карта аукциона" Документации об аукционе заказчиком указаны технические (функциональные) характеристики, потребительские свойства товара, в т.ч. диапазонные характеристики товара.
Довод заявителя об ограничении числа участников закупки установленными заказчиком требованиями к техническим и функциональным характеристикам товара, признан Комиссией необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем, для обеспечения инвалидов в 2016 году размещен в интересах государственного заказчика - ГУ Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования РФ для обеспечения инвалидов по зрению необходимыми средствами реабилитации.
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица, на основании заявки заказчика для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Закон о контрактной системе предусматривает правила описания объекта закупки. При этом указанные правила не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара и не запрещает заказчику включать детальное описание объекта закупки.
Довод заявителя о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции, Закона о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признаны Комиссией необоснованными ввиду того, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку товара может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
По смыслу указанной нормы при установлении признаков нарушения закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ДЭНАС МС" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О.Осипова
Л.С.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 28 марта 2016 г. N 49
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2016