Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 марта 2016 г. N 161-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренции Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России. |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "КлАС и К" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному строительству наружных сетей освещения дамбы ул. Фигичева - ул. Караваева г. Катав-Ивановск (извещение N 0369300218516000004) (далее - Аукцион) в присутствии:
- представителей Управления коммунального хозяйства транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, действующих на основании доверенностей от 18.03.2016 NN 5,6;
- представителей ООО "КлАС и К", действующих на основании доверенностей от 17.03.2016 NN 2,3,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 14.03.2016 поступила жалоба ООО "КлАС и К" на действия аукционной комиссии при проведении Аукциона.
Согласно представленным документам Управление коммунального хозяйства транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - Заказчик) объявило о проведении Аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300218516000004 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 059 295, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 09.03.2016 в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по капитальному строительству наружных сетей освещения дамбы ул. Фигичева - ул. Караваева г. Катав-Ивановск по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы аукционной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "КлАС и К".
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Заявка ООО "КлАС и К" отклонена аукционной комиссией по причине несоответствия требованиям, установленным пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 30 Информационной карты документации об Аукционе, а именно "Изменяемые значения показателей" указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных и неоднозначных предложений, слов "эквивалент", "не более", "не менее" и др. (пункт 38 конкретных показателей предлагаемых товаров).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 11.03.2016 решением аукционной комиссии заявка ООО "КлАС и К" с порядковым номером 1 признана несоответствующей документации об электронном аукционе. Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе. Решение аукционной комиссии мотивировано следующим.
"Поданная участником закупки заявка не соответствует пункту 30 информационной карты документации об аукционе в электронной форме, а именно "Изменяемые значения показателей" указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не менее", "не более" и др.
В пункте 38 раздела "Технические требования заказчика (функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара" сформулирован критерий по характеристике изменяемого значения показателей: изменяемое значение показателя "цвет" товара "кнопка" установлено в значении "зеленый или красный". В заявке Общества по данному пункту изменяемое значение показателя закреплено как "зеленый, красный".
Согласно пункту 30 аукционной документации "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" устанавливается, что в графе "Изменяемые значения показателей" показатели указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных и неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не более", "не менее" и др.
Исходя из указанного, аукционная комиссия приняла решение об отклонении заявки Общества в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в части неправомерного отказа ООО "КлАС и К" в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ может быть признан незаключенным.
В соответствии с проектной документацией (051.15-ЭН лист 3) механизм предполагает наличие двух кнопок "кнопка управления SB7("Пуск", "Стоп") красная, зеленая".
Вместе с тем, в техническом задании аукционной документации указано "кнопка красная или зеленая", что подразумевает выбор участником закупки одной кнопки.
Руководствуясь требованиями аукционной документации, Аукционной комиссией допущено два участника закупки, одним предложена красная кнопка, вторым - зеленая, четыре участника закупки отклонено, в том числе по причине, указания в заявке двух кнопок и красной, и зеленой.
Согласно пояснениям Заявителя, при составлении заявки он руководствовался проектно-сметной документацией, так как в соответствии с пунктом 1.3. проекта контракта требования к применяемым материалам и оборудованию, состав и объем работ определяются в соответствии с проектом шифр N 051.15 и сводным сметным расчетом (Приложение N 1) и Техническим заданием (Приложение N 2).
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективного характера, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее.
1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является капитальное строительство наружных сетей освещения дамбы ул. Фигичева - ул. Караваева г. Катав-Ивановск.
Вместе с тем, заказчиком в извещении не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию заявки должны быть конкретизированы исходя из объекта закупки.
Пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
Пункт 8 части 1 Закона о контрактной системе не применяется к рассматриваемому объекту закупки, поскольку по условиям документации об Аукционе и проекта контракта Заказчику не будут передаваться исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе во второй части заявки на участие в Аукционе обязаны декларировать свое соответствие только требованиям, предусмотренным пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком при установлении требований к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 7.5. проекта контракта предусматривается только предоставление Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 7.1. Контракта.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 059 295, 00 рублей.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
4. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлены срок приемки выполненных работ и срок оформления результатов приемки выполненных работ.
5. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из содержания указанных норм следует, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 059 295, 00 рублей.
Вместе с тем, пунктом 8.4 проекта контракта штраф для подрядчика предусмотрен в размере 5%.
Следовательно, размер штрафа для поставщика определен в проекте контракта не в соответствие с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Также, проектом контракта, в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, не установлена ответственность Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
6. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствие положение, согласно которому сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "КлАС и К" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному строительству наружных сетей освещения дамбы ул. Фигичева - ул. Караваева г. Катав-Ивановск (извещение N 0369300218516000004) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 4, 8, 9, 13 статьи 34, части 2 статьи 37, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Никитин
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 марта 2016 г. N 161-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2016