Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2016 г. N 169-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "НПФ "ХЕЛИКС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание медицинских услуг (бактериологические лабораторные исследования) для муниципальных нужд МУЗ Детская городская больница г. Коркино (извещение N 0169300051316000030) в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница г. Коркино" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 23.03.2016;
- представителя Администрации Коркинского муниципального района (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 24.02.2016 N 8;
- представителя ООО "НПФ "ХЕЛИКС" (далее - Общество, заявитель, участник), действующего на основании доверенности N ХЕЛ00000061 от 28.01.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.03.2016 поступила жалоба ООО "НПФ "ХЕЛИКС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание медицинских услуг (бактериологические лабораторные исследования) для муниципальных нужд МУЗ Детская городская больница г. Коркино (извещение N 0169300051316000030) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница г. Коркино", Администрация Коркинского муниципального района 18.02.2016 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 2 007 705 рублей 90 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 04.03.2016 в 11 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" неправомерно допущено к участию в электронном аукционе, поскольку данная организация не обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности по бактериологии.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
При рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия руководствовалась исключительно положениями документации о закупке. Так, в документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участником в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности. Какие-либо сведения о наличии у участника закупки лицензии по бактериологии в документации отсутствовали.
ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" в составе заявки представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности. Следовательно, члены аукционной комиссии, не являющиеся специалистами в данной сфере, приняли решение о соответствии заявки организации требованиям аукционной документации.
Более того, организация имеет санитарно-эпидемиологическое заключение при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по бактериологии N 74.50.06.000.М000526.08.14 от 28.08.2014. Между ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" и МБУЗ Диагностический центр заключен договор на оказание бактериологических исследований N 91/2016 от 11.01.2016. МБУЗ Диагностический центр имеет лицензию ЛО-74-01-002970 от 13.01.2015 на бактериологию.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Как следует из материалов дела, на участие в аукционе подано пять заявок.
В соответствии с протоколом N 84 А рассмотрения вторых частей заявок от 14.03.2016 все заявки участников признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
По результатам аукциона победителем стало ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" с предложением о цене контракта 1023461,47 рублей.
Как следует из пояснений представителя заявителя, ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" не обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности по бактериологии. В связи с чем, заявка Общества должна быть отклонена.
Исходя из материалов дела, предметом закупки является оказание медицинских услуг (бактериологические лабораторные исследования) для муниципальных нужд МУЗ Детская городская больница г. Коркино. В рамках настоящей закупки заказчиком в пункте 12 аукционной документации в качестве требования к участникам предусмотрено соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 20 аукционной документации участник в составе второй части заявки должен предоставить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В данный перечень включены работы по бактериологии.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
С учетом изложенного, участникам необходимо представить лицензию на осуществление медицинской деятельности по бактериологии.
В составе заявки ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" представило выданную данному Обществу лицензию N ЛО-74-01-002987 от 20.01.2015 на осуществлении медицинской деятельности. Вместе с тем, представленная лицензия не содержит сведений о наличии у организации права на осуществление медицинской деятельности по бактериологии. Данные сведения подтверждаются также информацией из сводного реестра Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Как следует из пояснений представителя заказчика, ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" имеет санитарно-эпидемиологическое заключение при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по бактериологии N 74.50.06.000.М000526.08.14 от 28.08.2014. Между ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" и МБУЗ Диагностический центр заключен договор на оказание бактериологических исследований N 91/2016 от 11.01.2016. МБУЗ Диагностический центр имеет лицензию ЛО-74-01-002970 от 13.01.2015 на бактериологию.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание Комиссией антимонопольного органа, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств. Данный документ не подтверждает право организации на осуществление медицинской деятельности по бактериологии.
Действующим законодательством о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.
Данное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии на осуществление деятельности, относящейся к объекту закупки. Отсутствие у участника данного документа свидетельствует о несоответствии организации требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку не имеет соответствующего вида лицензии. В связи с чем, заявка Общества должна быть отклонена аукционной комиссией.
Вместе с тем, в нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки, поданной ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ", требованиям документации о закупке.
Как пояснено представителями заказчика, аукционная комиссия руководствовалась положениями аукционной документации. В документации отсутствовали какие-либо сведения о наличии у участников лицензии на конкретный вид деятельности. В связи с чем, члены аукционной комиссии, не являющиеся специалистами в данной сфере, приняли решение о соответствии заявки ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" требованиям аукционной документации.
На основании указанных обстоятельств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что действия аукционной комиссии в части неправомерного признания заявки ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ" соответствующей требованиям документации о закупке обусловлены неправомерными действиями заказчика.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующее:
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Предметом закупки является оказание медицинских услуг (бактериологические лабораторные исследования) для муниципальных нужд МУЗ Детская городская больница г. Коркино. В рамках настоящей закупки заказчиком в пункте 12 аукционной документации в качестве требования к участникам предусмотрено соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 20 аукционной документации участник в составе второй части заявки должен предоставить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право юридического лица, индивидуального предпринимателя на осуществление конкретного вида работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Однако, в пунктах 12, 20 аукционной документации отсутствует информация о конкретном виде деятельности, на который участник должен представить лицензию. Указанное обстоятельство привело к неправомерному признанию ООО МЦ "ГИМЕНЕЙ", не представившего в составе заявки лицензию на медицинскую деятельность по бактериологии, требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в аукционной документации указана ненадлежащая информация относительно единых требований к участникам закупки, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 25.02.2016 NРД1 и NРД2, от 26.02.2016 NРД3.
Вместе с тем, разъяснения положений аукционной документации, размещенные заказчиком в единой информационной системе, не содержат указания на предмет поступившего от участника запроса, что не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Однако пункт 11.3. проекта контракта предусматривает способ обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств, что не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НПФ "ХЕЛИКС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание медицинских услуг (бактериологические лабораторные исследования) для муниципальных нужд МУЗ Детская городская больница г. Коркино (извещение N 0169300051316000030) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Никитин
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2016 г. N 169-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2016