Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 марта 2016 г. N 185-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Инвестиционно - промышленная группа" (далее - Заявитель) на положения документации об аукционе на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ Аргаяшская ЦРБ (извещение N 0169300010316000043) в присутствии:
- представителейМБУЗ Аргаяшская ЦРБ, действующих на основании доверенностей N 223, 224, 225 от 25.03.2016;
- представителя Администрации Аргаяшского муниципального района, действующего на основании доверенности N 740 от 25.03.2016;
- представителейООО "Инвестиционно - промышленная группа", действующих на основании решения от 19.06.2010, доверенности от 17.03.2016;
- представителей ООО "Олмед", действующих на основании доверенностей N 1 от 25.02.2016, N 2 от 23.03.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Инвестиционно - промышленная группа" на положения документации об аукционе на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ Аргаяшская ЦРБ (извещение N 0169300010316000043)(далее -Аукцион).
Согласно представленным документам МБУЗ Аргаяшская ЦРБ(далее - Заказчик), объявило о проведении Аукционапутем опубликования 14.03.2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N0169300010316000043об осуществлении закупки.
Заказчиком выступилоМБУЗ Аргаяшская ЦРБ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 902 780,17 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.03.2016 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО"Инвестиционно - промышленная группа" контракт не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель считает, что при описании объекта закупки нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно: в Техническом задании документации об Аукционе (Техническое задание) указано описание дезинфицирующих средств, которое содержит конкретный состав и проценты действующих веществ, без диапазонов допустимых значений. В связи с чем, по мнению заявителя, по позициям5, 12Технического задания возможно подобрать только два дезинфицирующих средства одного производителя.
При этом представителиЗаявителя пояснили, что на рынке дезинфицирующих средств существует множество аналогичных препаратов, которые применяются в тех же целях, а по техническим и экономическим показателям лучше и выгоднее (ниже концентрации, больше срок годности рабочих растворов, меньше экспозиция и т.д.).
Также представителиЗаявителя на заседание Комиссии представили таблицу, в которой содержатся сведения о дезинфицирующих средствах, обладающих требуемыми Заказчику режимами, но с иным количеством содержания действующего вещества и формой выпуска. Так, например, по мнению представителей Заявителяпо позициям5, 12 возможно поставить 2 дезинфицирующих средства "Аминаз плюс", "Ультима".
На заседание Комиссии представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что описывая требования к качеству, техническим характеристикам товара, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, комплектации, размерам, установленным в Техническом задании, Заказчик устанавливает именно те конкретные значения дезинфицирующих средств, наличие которых является целесообразным и необходимым при оказании квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясьчастью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Наименование и описание объекта закупки содержится в Техническом задании.
Данное Техническое задание оформлено в виде таблицы со следующими столбцами: товары, количество, единица измерения.
По позиции 4 в столбце товар содержится информация о химическом составе необходимого к поставке дезинфицирующего средства. При этом, данные требования также обозначены в виде конкретных показателей товара. Например, в пункте 4 Технического задания указано, что дезинфицирующее средство должно содержать в своем составе ЧАС не менее 1 %.
Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 12.10.2009 г., N01-01-1703-16/6304 (далее - письмо Роспотребнадзора) в условиях технических заданий закупка дезсредств ЛПУ представляется обоснованным включение следующих требований:
1. указание о противомикробном действии дезсредств (бактерицидное, вирулоцидное, фунгицидное, туберкулоцидное, спорроцидное и т.д.);
2. данные о планируемом применении дезсредства в медучреждении (дезинфекция поверхностей медицинского оборудования, стен, мебели, пола, дезинфекция изделий медицинского назначения, дезинфекция аппаратуры - эндоскопы, ИВЛ, кювезов, физиотерапевтической, стоматологической установки и т.д., дезинфекция медецинских отходов, сантехоборудования, уборочного инвентаря, белья, предметов ухода за больными и т.д., дезинфекция посуды, иное назначение).
В соответствии с письмом Федерального государственного учреждения науки Научно-исследовательский институт дезинфектологиии от 20 января 2010 N 10-05/25 (далее - письмо НИИД Роспотребнадзора) аналогичные товары имеют одинаковый состав, одинаковые свойства, одинаковую сферу применения, эквивалентные товары могут иметь различный состав, но имеют одинаковые свойства и одинаковую сферу применения, то есть полностью могут заменить друг друга.
Указание в описании объекта закупки конкретного составадезинфицирующих средств не позволит предложить к поставке товар, соответствующий потребностям заказчика, но имеющий иной состав средства, либо процентное соотношение химических элементов.
Кроме того, на рынке представлен большойассортиментдезинфицирующих средств. Однако Заказчиком сформирована документация о закупке таким образом, что по некоторым позициям можно поставить только одно дезинфицирующее средство, то есть отсутствует возможность поставки эквивалентной продукции.
Для участия в закупке участникам закупки необходимо приобретать товары различных торговых марок и производителей, так как в случае предложения к поставке товара не в полном объеме лота, или товара, несоответствующего по характеристикам требованиям документации о закупке, участнику закупке должно быть отказано в допуске к участию в аукционе.
Заказчиком, Заявителем, Уполномоченным органом, Заинтересованным лицом не отрицается, что по пунктам 5, 12 Технического заданияможет быть поставлена продукция только производителя "Уралхимфарм плюс".
Более того, "Уралхимфарм плюс" принимает самостоятельно участие в торгах, что может привести к ограничению числа участников, в нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, а также созданию преимущественных условий, что влечет нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены требования к товару, безосновательно ограничивающие количество участников закупки.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представителями Заявителя обжалованы пункты 2, 9, 10, 16 Технического задания.
Указанные доводы не нашли отражения в жалобе, поэтому не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку исходя из содержания статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий заказчика осуществляется в письменной форме с приложением подтверждающих документов, а также в сроки, предусмотренные законодательством.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующее:
1.Исходя из положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан установить только те требования к товару, которые соответствуют его потребности. Вместе с тем, указание в документации о закупке на установленный производителем срок годности товара не отвечает данному правилу, поскольку заказчику важен только остаточный срок годности товара на момент поставки, то есть в течение какого времени имеется возможность у заказчика использовать препарат по его функциональному назначению.
Представители Заказчика пояснили, что потребность закупаемых дезинфицирующих средств на 1 год, что подтверждается пунктом 2.1.4. проекта контракта, в котором указан срок остаточной годности должен составлять не менее 12 месяцев на момент поставки товара.
Следовательно, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком по позиции 2 Технического задания установлен срок годности компонентов средства не менее 6 лет.
Также по позиции 2 Технического задания Заказчиком указано дезинфицирующее средство в форме легкорастворимых таблеток массой 3,5 грамма, в состав которых входит натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты не менее 84 %.
Вместе с тем, из проанализированных на заседании Комиссии дезинфицирующих средств, следует, что некоторые средства выпускаются в иной фасовке. Так, например, по позиции 2 Технического задания исходя их представленных Заявителем сравнительных таблиц дезинфицирующих средств, которые, согласно доводам Заявителя соответствуют потребностям Заказчика. В их числе следующее дезинфицирующее средства: "Жавель абсолют", "Хлормисепт люкс", "Део-хлор люкс".
Однако согласно указанной таблице только "Жавель абсолют" выпускается массой 3,5 грамма. Средство "Хлормисепт люкс" выпускается массой 2,7 грамма, "Део-хлор люкс" - 3,4 грамма или 1,7 грамма.
При этом, представитель Заказчика не представил пояснений в каких целях в документации о закупке установлено требование о поставке средств только массой 3,5 грамма, и почему поставка дезинфицирующих средств в иных формах выпуска не соответствует потребностям Заказчика.
Заказчиком в позиции 10 Технического задания установлено требование к дезинфицирующему средству, в части того, что средство должно образовывать на поверхности пленку, которая длительно (в течение не менее 30 дней) сохраняет бактерицидные свойства, в связи с чем поверхности в помещениях - стены, двери, мебель (кроме пола), можно обрабатывать раствором средства 1 раз в 7 дней (во избежание смывания пленки).
Указанное требование противоречит пункту 11.1 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПин 2.1.3.2630-10), в котором указано, что влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Также Заказчиком в пунктах 2, 5, 9, 12, 16 Технического задания установлено требование о комплектации средства индикаторными полосками для определения концентрации готового раствора (к одной транспортной упаковке как минимум одна упаковка индикаторных полосок).
Вместе с тем, общее количество индикаторных полосок не указывается, что не позволяет участникам закупки рассчитать затраты.
Исходя из указанного, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены требования к товару, безосновательно ограничивающие количество участников закупки.
2.Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 5.3. проекта контракта установлено, что приемка товара осуществляется путем передачи товара, подписания товарной (товарно-транспортной) накладной и (или) акта приема-передачи товаров.
Исходя из содержания пункта 5.3. проекта контракта в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе невозможно установить срок приемки товара,порядок и сроки оформления результатов приемки.
3. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствиис федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является поставка дезинфицирующих средств для МБУЗ Аргаяшская ЦРБ.
Пунктом 15 Информационной карты Аукциона установлен запрет на поставку товаров производства Турецкой Республики и организациями находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в Аукционной документации Заказчиком установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приразмещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы "Инвестиционно - промышленная группа" на положения документации об аукционе на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ Аргаяшская ЦРБ (извещение N 0169300010316000043) обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2статьи 33, пункта1 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34, части 6 статьи 31Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Яковлева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 марта 2016 г. N 185-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2016