Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 марта 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 25.03.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.03.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Сфера" (далее - Заявитель) от 18.03.2016 N471-ж на действия Заказчика - Администрация Октябрьского района, Уполномоченного органа - Отдел контрактной системы и северного завоза администрации Октябрьского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является дооснащение имеющейся муниципальной системы оповещения и информирования населения Октябрьского района о чрезвычайных ситуациях (СЭОН "Вестник) (извещение N0187300003216000082) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, выразившихся в описании Заказчиком закупки с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
По мнению Заявителя, техническое задание содержит следующие нарушения.
В наименовании аукционной документации, а также в техническом задании содержаться требования к оборудованию, ведущие к ограничению количества участников закупки и в совокупности указывают на единственного производителя оборудования "Вестник" без сопровождения словами "или эквивалент".
В документации указывается заранее ложная информация в ТЗ, таблица п.2 Управляющий модуль с характеристиками сопряжения с П-166М. Заявитель в жалобе указывает, что такого блока сопряжения не существует, нужно проектировать использование в оконечных точках БПРУ П-166М.
Обеспечение сопряжения системы оповещения с вышестоящим пунктом управления П-166М должно подтверждаться актом прохождения государственных испытаний оборудования. Оборудование "Вестник" не проходило испытаний, соответственно техническое и программное сопряжение обеспечено не будет. По мнению Заявителя в ТЗ необходимо включит требование о документальном подтверждении наличия сопряжения предлагаемого оборудования с существующим оборудованием системы оповещения вышестоящего и текущего уровня. Также по информации МЧС РФ оборудование "Вестник" не имеет характеристик, способных организовать стыковку, указанную в ТЗ с блоком П-166М.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является дооснащение имеющейся муниципальной системы оповещения и информирования населения Октябрьского района о чрезвычайных ситуациях (СЭОН "Вестник) (извещение N0187300003216000082) размещены на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" 01.03.2016г.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик письменно пояснил следующее.
Объектом закупки является дооснащение имеющейся муниципальной системы оповещения и информирования населения Октябрьского района о чрезвычайных ситуациях (СЭОН "Вестник), что подразумевает, что на территории Октябрьского района уже существует установленная КСЭОН "Вестник", и Заказчику необходимо ее дооснастить.
Муниципальное образование Октябрьский район включает в себя 11 городских и сельских поселений. Заказчику необходимо установить местную комплексную систему экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) на территории Октябрьского района в одиннадцати населенных пунктах. Ввиду отсутствия лимитов бюджетных ассигнований в 2015 году для установки КСЭОН в полном объеме, было решено установить часть оборудования (в пяти населенных пунктах установка полного комплекта, и в одном - частично с учетом того, что бюджетные ассигнования по программе рассчитаны на два года), и сделать дооснащение установленной системы в 2016 году (т.е. установить полный комплект необходимого оборудования в оставшихся пяти населенных пунктах и частично в одном, и организовать сопряжение всей системы с модулями вышестоящего уровня).
В соответствии с выделенными лимитами в 2015 году была осуществлена закупка на поставку и установку системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области с реестровым номером N 0187300003215000502. По результатам которого был заключен контракт, и в Единой дежурно-диспетчерской службе Октябрьского района установлен Автономный управляющий модуль СКО "Вестник", координирующий работу приемных модулей, установленных на местах (в 5 населенных пунктах). Передача информации осуществляется по звеньям с окружного оборудования на районный Автономный управляющий модуль и далее на оборудование, установленное в поселениях. Т.е. на данный момент в Октябрьском районе уже наполовину установлена и функционирует КСЭОН. Таким образом, Заказчику необходимо, чтобы был установлен комплект оборудования и налажена корректная работа устанавливаемого в оставшихся 5 поселениях в 2016 году оборудования не только с системой ХМАО, но и с уже установленным Автономным управляющим модулем районной КСЭОН "Вестник", который будет сопряжен с окружным оборудованием.
Исходя из текста жалобы, Заказчик должен прописать конкретную марку блока сопряжения и характеристики этого блока БПРУ П-166М. Заявитель указывает, что оборудование (блок сопряжения БПРУ П-166М) производится единственным производителем. То есть оказывается давление на заказчика с целью совершить закупку с нарушением антимонопольного законодательства (т.е. ограничив конкуренцию).
Если технические характеристики товара, поставляемого заявителем не совпадают с характеристиками оборудования, указанными в техническом задании, это не означает, что оборудование указанное в техническом задании, производится единственным производителем. В техническом задании указаны минимально необходимые требования к оборудованию, предложение более высоких технических характеристик оборудования приветствуется. При описании объекта закупки, т.е. в технической части документации в части технических характеристик, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, не содержится указаний на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Утверждение о том, что под требования аукционной документации подпадает продукция только одного производителя необоснованно, т.к. существует продукция других производителей со схожими техническими характеристиками (Например система оповещения "Былина - 112", "Гонец 1025М"). Участник вправе предоставить оборудование любого производителя, подходящее под минимально необходимые требования, обеспечив при этом сопряжение и корректную работу этого оборудования с уже установленными модулями СЭОН "Вестник" в 5 населенных пунктах на территории Октябрьского района.
Довод заявителя о том, что в техническом задании по перечисленным характеристикам идет негласная ссылка на оборудование "Вестник" не обоснован, т.к. существует возможность закупить эти компоненты КСЭОН у разных производителей, при этом обеспечив их корректное функционирование друг с другом и с уже установленным в Октябрьском районе оборудованием.
При формировании технического задания для электронного аукциона с реестровым номером N 0187300003215000502 в 2015 году специалист ГОиЧС в целях эффективного использования бюджетных средств провел мониторинг существующего оборудования и систем, выяснив, что установка на местном уровне оборудования, которое использовалось в региональной системе, установленной в ХМАО-Югре (с которой необходимо сопряжение) приведет к нерациональному использованию средств и затягиванию сроков. Т.е. если использовать оборудование, описанное заказчиком (или схожее по техническим параметрам) можно установить всю систему за 2 года (5,5 населенных пунктов в год) с затратами около 8 000 000,00 (восемь миллионов рублей) в целом, в противном случае установка займет 3-4 года (по 3-4 населенных пункта в год) с затратами около 4 000 000,00 (четыре миллиона рублей) в год.
Обязательное условие по сопряжению системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа с территориальной автоматизированной системой центрального оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указано в техническом задании. Порядок сопряжения - доведение сигналов оповещения (сигнал "Внимание всем!" и "Речевое оповещение") с оборудования вышестоящего уровня до населенных пунктов Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа определяется исполнителем самостоятельно при исполнении контракта. Аукционная документация не противоречит Приказу N 422/90/376 от 25.07.06 г., так как приказом не предписывается обязательное наличие проектной документации, а направлена на ускоренное выполнение требований, содержащихся в положении "о системах оповещения". Проектные решения будут разрабатываться победителем электронного аукциона при исполнении контракта до начала монтажа системы, с учетом территориальной разбросанности населенных пунктов Октябрьского района.
Факт отсутствия акта государственных испытаний не может автоматически означать невозможность программного и технического сопряжения оборудования разных производителей. Включение в техническое задание требования о документальном подтверждении наличия сопряжения является необоснованным и необязательным, т.к. необходимость сопряжения оговаривается условиями технического задания и совместным приказом от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.), а факт сопряжения устанавливается в ходе приемо-сдаточных работ.
Наличие акта о прохождении государственных испытаний и рекомендаций МЧС России по использованию поставляемого оборудования в системах оповещения населения на данной стадии установки КСЭОН не обязательно, поскольку система оповещения еще не до конца построена, соответственно не весь комплект оборудования установлен, т.к. победитель по данному аукциону ещё не определен. Оборудование системы оповещения должно быть сертифицировано. Рекомендации МЧС России носят рекомендательный характер. Акт испытаний составляется согласно п.6.2.3.3 "Методических рекомендаций по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" 2013 г. после проведения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ КСЭОН исполнителем, определяемым на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Комиссией Управления нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Сфера" от 18.03.2016 N471-ж на действия Заказчика - Администрация Октябрьского района, Уполномоченного органа - Отдел контрактной системы и северного завоза администрации Октябрьского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является дооснащение имеющейся муниципальной системы оповещения и информирования населения Октябрьского района о чрезвычайных ситуациях (СЭОН "Вестник) (извещение N0187300003216000082) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 марта 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2016