Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 марта 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 29.03.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.03.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Ярулин А.Н. по доверенности от 01.03.2016;
от Заказчика - Соколова Г.В. по доверенности от 29.03.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Юграстройпартнер" от 22.03.2016 N499-ж на действия Заказчика - БУ "Ханты-Мансийская районная больница" аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту кирпичного гаража (извещение N0387200030016000040) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту кирпичного гаража (извещение N0387200030016000040) размещены на официальном сайте единой информационной системы 25.02.2016.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2016 N0387200030016000040-3 заявка Заявителя (N4) признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании п. 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе: непредставление информации о том, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления, что документация заказчика не содержит перечень документов, необходимых для предоставления участником в заявке для подтверждения его соответствия, установленным в пункте 39 Документации, ограничениям допуска участников оказывающих услуги иностранными лицами. Соответственно, из Документации заказчика не возможно понять в каком виде участник должен предоставить данную информацию.
Также, в действующем законодательстве о контрактной системе в сфере закупок и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" нет обязанности предоставлять какую либо информацию, подтверждающую тот факт, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании вышеизложенного представитель Заявителя указал, что заявка была отклонена не правомерно.
Представитель Заказчика пояснила следующее.
В документации об осуществлении закупки в пункте 23 установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "6) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, или копии этих документов - требуется (если установлено п. 39)".
Согласно п. 39 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг), соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами, установленные в документации об аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Установлены. Обоснование причин установления ограничений: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 года". Следовательно, для участия в закупке, участник должен подтвердить свое соответствие указанному выше ограничению в виде декларации.
То обстоятельство, что в Указе и Постановлении не приведен конкретный перечень и требования к документам, подтверждающим ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, не дает заказчику права освобождать участников закупки от необходимости подтверждения ими своего соответствия установленному указанными нормативными правовыми актами запрету допуска для участия в закупке услуг, оказываемых иностранными лицами. При этом довод Подрядчика о том, что для подтверждения соответствия участника закупки установленному запрету, Заказчик мог бы использовать сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ, содержащейся в заявке, является несостоятельным, поскольку из содержания выписки из ЕГРЮЛ и учредительных документов юридического лица невозможно установить подконтрольность участника закупки гражданам или организациям Турецкой республики в соответствии с признаками, установленными подпунктом "б" пункта 1 Указа, то есть в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Изучив доводы сторон Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" в перечень запрещенных отдельных видов работ (услуг) включено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Пунктом 23 раздела 1 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "6) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, или копии этих документов - требуется (если установлено п. 39)".
Согласно пункту 39 раздела 1 аукционной документации "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг), соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами, установленные в документации об аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе": Установлены. Обоснование причин установления ограничений: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 года".
Таким образом, документация содержит требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона ограничениям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
По состоянию на 29.03.2016 законодательством о контрактной системе не регламентировано, какие документы должны быть представлены участниками закупок в качестве подтверждения того, что они не относятся к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Следовательно, заказчики и закупочные комиссии не вправе самостоятельно определять какие именно документы и в каком виде данные документы, подтверждающие соответствие участника закупки ограничениям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, должны быть представлены участниками закупок в составе заявок.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что признав заявку Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации за не предоставление информации (декларации) о том, что участник закупки не относится к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, аукционная комиссия нарушила часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2016 N0387200030016000040-3 заявка ИП Мирзоева Н.Б. (N6) признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании п. 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе:
1) непредставление информации о том, что участник закупки не является оффшорной компанией;
2) непредставление информации о том, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Таким образом, из пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе следует, что индивидуальный предприниматель не может быть отнесен к офшорным компаниям, следовательно, требовать от ИП Мирзоева Н.Б. указания в декларации о том, что индивидуальный предприниматель не является офшорной компанией аукционная комиссия была не вправе.
На основании вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии установлены нарушения часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Доводы Заказчика в отношении Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" Комиссией Управления не рассматривались, поскольку указанным законом регулируются отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) в форме приобретения указанными лицами в собственность, владение или пользование имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами, что к законодательству о контрактной системе не относится.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Юграстройпартнер" от 22.03.2016 N499-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - БУ "Ханты-Мансийская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту кирпичного гаража (извещение N0387200030016000040) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика - БУ "Ханты-Мансийская районная больница" нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - БУ "Ханты-Мансийская районная больница", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 марта 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2016