Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 1 ноября 2016 г. N 112-44/02-16
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 03 ноября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_____.>;
Члены Комиссии:
<_____.>;
<_____.>
В присутствии представителя Заказчика - Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики (364015, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Сайханова, 1, далее - Минавтодор Чеченской Республики) <_____.> (Доверенность N3 от 31.10.2016г.), <_____.> (Контрактный управляющий),
В отсутствии представителя Уполномоченного органа - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики), надлежащим образом уведомлены, письменного ходатайства не представили,
В отсутствии надлежаще уведомленных представителей заявителя - <_____.> (101000, г. Москва, Девяткин переулок, 4, кв., 32, далее - <_____.>) письменного ходатайства не представили,
рассмотрев Жалобу <_____.> на действия Заказчика - Минавтодор Чеченской Республики при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на реконструкцию подъезда от а/д Согунты-Кошкельды к. с. Аллерой, км0-км4,3, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru. (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного Общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-micex.ru (далее - АО "ЭТС") процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на реконструкцию подъезда от а/д Согунты-Кошкельды к. с. Аллерой, км0-км4,3, на начальную (максимальную) цену контракта 65 403 149, 00 рублей (Реестровый номер 0194200000516006226) (далее - Электронный аукцион).
Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме (электронном аукционе) (0194200000516006226) от 26.10.2016г., (далее - Протокол рассмотрения заявок) до окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе была подана одна единственная заявка участника закупки с соответствующим порядковым номером, которая по результатам проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок, была признана аукционной комиссией Уполномоченного органа Чеченской Республики соответствующей требованиям установленным в документации об Электронном аукционе, кроме того, по результатам проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Электронного аукциона, вторая часть заявки единственного участника закупки была признана соответствующей требованиям установленным документацией об Электронном аукционе.
При этом, руководствуясь частью 16 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе _" Электронный аукцион был признан не состоявшимся.
По мнению <_____.>, его права нарушены следующими действиями Заказчика - Минавтодора Чеченской Республики:
1. Нарушение требований статьи 10, статьи 33 и статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения требований к содержанию документации об Электронном аукционе и нарушения правил описания объекта закупки (в частности установление требований о соответствии используемого в ходе выполнения работ товара, требованиям нормативных правовых актов утративших силу (ГОСТ 26633-2012), а также установление требований к показателям товара без указания конкретных наименований используемых товаров (позиции 17, 18), установление излишних (нецелесообразных) требований к Ацетилену газообразному техническому (Объемная доля фосфористого водорода должна быть не более 0,08%, Объемная доля сероводорода должна быть не более 0, 05%)).
<_____.>, не представила документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Заказчика - Минавтодора Чеченской Республики на рассмотрение настоящей жалобы, процедура закупки в форме Электронного аукциона проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", документация также соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Каких-либо требований ограничивающих количество участников закупки не было установлено.
Документация об Электронном аукционе была разработана и утверждена Заказчиком - Минавтодором Чеченской Республики, описание объекта закупки соответствует требованиям, установленным статьей 33 Федерального закона "О контрактной системе _".
При этом, действительно, в техническом задании документации об Электронном аукционе установлены требования о соответствии товаров, которые подлежат использованию в ходе выполнения работ определенным техническим показателям, в том числе, требования о соответствии ГОСТу 26633-2012, который утратил силу в связи с введением в силу нового ГОСТа, однако, техническое задание по предмету торгов сформировано на основании требований установленных в проектно-сметной документации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства внесение изменений в которую не допустимо, и которая прошла государственную экспертизу, и соответственно по мнению органа по проведению государственной экспертизы, соответствует требованиям установленным законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, согласно пояснений, помимо требований о соответствии ГОСТу 26633-2012 ("Бетон тяжелый"), Заказчиком были установлены и определенные требования к указанным товарам, которые необходимо использовать в ходе выполнения работ, которые соответствуют требованиям установленным и в старом и в новом ГОСТе, таким образом, указание в техническом задании недействующего ГОСТа никак не ограничивает количество участников закупки, и не может явиться основанием для признания в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства.
Также согласно пояснений представителя Заказчика, с момента публикации извещения до даты, указанной в документации об Электронном аукционе, любой участник закупки зарегистрированный в установленном порядке на Электронном торговой площадке на котором проводится Электронный аукцион был вправе подать запрос на разъяснение положений документации об Электронном аукционе, которые, по его мнению, ему непонятны, и ограничивают его участие в данной процедуре закупки. При этом, согласно Реестра участников, зарегистрированных на Электронной торговой площадке Бочкарева Э. Э., даже не зарегистрирована на Электронной торговой площадке АО "ЭТС". Кроме того, Бочкарева Э. Э., как физическое лицо, в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации не может получить свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и соответственно не может не только подавать запросы на разъяснение положений документации об Электронном аукционе, но и быть участником Электронного аукциона, в связи с несоответствием требованиям установленным документацией об Электронном аукционе.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, по позициям 17 и 18 технического задания документации об Электронном аукционе были установлены соответствующие требования к товарам, которые в достаточной степени позволяют определить наименование самого товара и соответственно не могли явиться основанием для ограничения количества участников закупки.
Также, согласно пояснениям Заказчика по позиции 6 Заказчиком были установлены требования к Ацетилену газообразному техническому (Объемная доля фосфористого водорода должна быть не более 0,08%, Объемная доля сероводорода должна быть не более 0, 05%) которые соответствуют показателям, установленным в ГОСТе 5457-75, и никак не могут быть признаны излишними и избыточными.
На основании вышеизложенного, в целях соблюдения прав добросовестных участников, подавших заявки на участие в Электронном аукционе представители Заказчика - Минавтодора Чеченской Республики просили признать жалобу не обоснованной и позволить заключить контракт с победителем проведения процедуры закупки.
В обоснование представленных пояснений представители Заказчика предоставили извещение, документацию об Электронном аукционе, Протокол рассмотрения заявок, выписку из реестра участников торгов на Электронной торговой площадке АО "ЭТС", а также первую часть заявки единственного участника закупки.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункта 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе _" извещение о проведении процедуры закупки должно содержать, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом, согласно части 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _", извещение о проведении Электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении Электронного аукциона.
При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения настоящей внеплановой проверки была проанализирована документация об Электронном аукционе, по результатам которого, установлено, что Разделом II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, при этом при описании "Бетона тяжелого" Заказчиком кроме прочего, установлено требование о соответствии Бетона ГОСТу 26633-2012 который утратил силу 01 сентября 2016 года в связи с введением нового ГОСТа 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Кроме того, при описании требований по позициям 17 и 18 "Блоки бетонные" Технического задания Заказчиком не указано наименование описываемого товара.
При этом, согласно статье 10 Федерального закона "О контрактной системе _", Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, установление Заказчиком требований о соответствии используемого в ходе выполнения работ товаров ГОСТам которые утратили силу, может привести к тому, что в ходе выполнения работ могут использоваться товары, не отвечающее современным требованиям к безопасности и основным функциональным характеристикам, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 и статьи 10 Федерального закона "О контрактной системе _". Кроме того, отсутствие в составе описания товаров по позициям 17 и 18 общепринятого наименования описываемого товара в частности "Блоки бетонные" противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _", может привести к отклонению участника закупки на этапе проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок, и соответственно может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки что противоречит требованиям установленным частью 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Согласно пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _" запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, согласно Технического задания документации об Электроном аукционе по позиции 6 "Ацетилен газообразному техническом" Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам Ацетилена газообразного, при этом, установлено что Объемная доля фосфористого водорода должна быть не более 0,08%, Объемная доля сероводорода должна быть не более 0, 05%, что может привести к дополнительным затратам со стороны подрядчика связанные с проведением проверки на соответствие указанным требованиям, что не возможно без наличия специального оборудования, а также к дополнительному расходованию бюджетных средств со стороны Заказчика при проведении экспертизы соответствия использованных товаров в ходе выполнения работ в целях соблюдения требования установленных частью 7 статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе _".
Таким образом, установленные требования к Ацетилену газообразному в техническом задании документации об Электронном аукционе носят не объективный характер что противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" и может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки что в свою очередь противоречит требования установленным частью 2 статьи 8 и частью 1 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе _" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно пункта 2 Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 02.12.2013г. N375-р "О мерах по реформированию системы закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд Чеченской Республики" (далее - Распоряжение N375), Комитет Правительства Чеченской Республики по государственному заказу определен органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чеченской Республики.
В соответствии с пунктом 5.2. Порядка взаимодействия Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу с государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013г. N339 (далее - Порядок взаимодействия), заказчик при осуществлении закупок товара, работы услуги путем проведения конкурсов аукционов в электронной форме не менее чем за десять рабочих дней до планируемой в соответствии с планом-графиком даты размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (извещения о проведении конкурса, аукциона в электронной форме) представляет в уполномоченный орган заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в которой содержится, в том числе, утвержденная Заказчиком документация о закупке (конкурсная документация, документация об электронном аукционе), подготовленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.
Таким образом, действия (бездействия) Заказчика - Минавтодора Чеченской Республики по установлению требований о соответствии используемого в ходе выполнения работ товаров ГОСТам которые утратили силу, по не указанию в составе описания товаров по позициям 17 и 18 общепринятого наименований описываемого товара в частности "Блоки бетонные", а также по необъективному описанию объекта закупки по позиции 6 "Ацетилен газообразный технический", что может привести к ограничению количества участников закупки и противоречит требованиям пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Однако, результаты проведения Электронного аукциона показали, что выявленные в ходе рассмотрения настоящей жалобы и проведения настоящей внеплановой проверки нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе _", не привели к необоснованному отклонению какого-либо участника закупки на этапе проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок. Единственный участник Электронного аукциона в составе первой части заявки на участие в Электронном аукционе, предоставил информацию и сведения достаточные для его допуска к участию в аукционе что подтверждается и Протоколом рассмотрения заявок. Таким образом, выявленные нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе _" не повлияли на результаты Электронного аукциона.
Согласно извещения и документации, об Электронном аукционе, срок окончания подачи заявок прошел 26.10.2016г. в 10 часов 00 минут.
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу <_____.> обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика - Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики нарушения требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, статьи 10 и пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. В связи тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Электронного аукциона, Предписание об устранении нарушений пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, статьи 10 и пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" Федерального закона "О контрактной системе _" не выдавать;
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, статьи 10 и пункта 2 части 1 статьи 64.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_____.>
Члены Комиссии: <_____.>
<_____.>
<_____.> (871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 1 ноября 2016 г. N 112-44/02-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016