Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 24 ноября 2016 г. N 04-50/317-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<__________>
в присутствии:
представителей Комитета имущественных и земельных отношений АМО "Джидинский район" (далее - Заказчик, Комитет) - председателя <_>., <_> (доверенность от 23.11.2016 N 14), со стороны ООО "Строительное управление - 1" (далее - Заявитель 2, Общество 2) - генерального директора <_>, <_> (доверенность от 17.11.2016 б/N),
в отсутствие представителей ИП Куркина О.Г. (далее - Заявитель 1), ООО "Стройинком" (далее - Заявитель 3, Общество 3), ООО "ЭНТОС Плюс" (далее - Заявитель 4, Общество 4), уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ИП Куркина О.Г. (вх. от 17.11.2016 N 6598), ООО "Строительное управление - 1" (вх. от 17.11.2016 N 6599), ООО "Стройинвест" (вх. от 17.11.2016 N 6617), ООО "ЭНТОС Плюс" (вх. от 22.11.2016 N 6672) на действия Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Джидинского района при проведении электронного аукциона на право заключения контракта "выполнение работ по объекту "Строительство полигона для твердых бытовых отходов с рекультивацией существующей свалки в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия", с реестровым номером - 0302300047816000014 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя 1, требования к раствору цементному, указанные в пункте 12 Технического задания, ограничивают количество потенциальных участников закупки, поскольку заявленные требования к водоудерживающей способности, к расслаиваемости свежеприготовленных смесей и к содержанию золы - уноса относятся к свойствам растворной смеси. Требование к свойствам растворной смеси относится к требованиям технологии производства, предметом же закупки является выполнение работ, анне поставка растворной смеси, следовательно, Заказчику важно качество именно готовой продукции получаемой из растворной смеси - качество затвердевшего раствора.
Кроме того, Заявитель 1 считает, что в пункте 12 Технического задания установлены излишние требования в вяжущему, заполнителю и воде, а также требования, которые вводят участников закупки в заблуждение, поскольку из названия пункта 12 следует, что заказчику необходим раствор цементный, цементный раствор в качестве вяжущего компонента предполагает использование различных видов цемента. Вместе с тем, из описанных Заказчиком требований следует, что участником закупки в качестве вяжущего компонента может быть использована строительная известь, однако, приготовленный из такого компонента раствор будет называться известковый, в связи с чем, не ясно, какой именно раствор необходим заказчику.
На основании изложенного просит признать положения документации об аукционе несоответствующими законодательству о контрактной системе.
Заявитель 2 также не согласен с положениями документации об аукционе:
- пункт 6 "Бруски", заказчиком установлено требование к продолжительности самостоятельного горения не более 350 сек., вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 30244-94 "Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть" все пиломатериалы не подвергшиеся огнезащитной обработке, исходя из параметра продолжительности самостоятельного горения больше 300 сек. (верхний пределе времени горения не может быть ограничен), относится к классу горючести Г4. Исходя из требований проектно - сметной документации и Таблицы 1 ГОСТ 30244-94 участник закупки должен указать показатель продолжительности самостоятельного горения бруска как более 300 с., что не соответствует показателю, заданному Заказчиком "не более 350 с.". Кроме того, по мнению Заявителя 2, Заказчиком незаконно установлено требование о предоставлении в первой части заявки конкретного показателя влажности бруска, между тем ГОСТ 8486-86, регулирующий стандарты качества пиломатериалов хвойных пород, конкретное значение влажности для пиломатериалов не устанавливает;
- пункт 7 "Пленка полиэтиленовая", установлено требование к допустимой концентрации продуктов термоокислительной деструкции - не более 20 мг/м3. и температуре воспламенения и самовоспламенения не более 4000С. По мнению Заявителя 2 данные требования установлены незаконно, поскольку ГОСТ 10354-82 регламентирует допустимую концентрацию продуктов термоокислительной деструкции в воздухе рабочей зоны при переработке и производстве пленки, а участники закупи не являются производителям пленки, конкретный показатель температуры воспламенения и самовоспламенения указанным ГОСТом не установлен, следовательно, определить точное значении данных температур определить не возможно;
- пункт 8 "Материал рулонный гидроизоляционный", установлено требование к значению теплостойкости и температуры хрупкости вяжущего, вместе с тем, ГОСТ 30547-97, регулирующий стандарты качества кровельных и гидроизоляционных материалов, точны значения указанных показателей не устанавливает;
- пункт 10 "Плитки керамические гладкие", установлено требование к предельному отклонению от номинальных размеров плиток по длине - не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм. ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен", устанавливает показатели отклонения от номинальных размеров по длине в процентах, Заказчик же задал требования в миллиметрах;
- пункт 12 "Растворы цементные", установлено требование о том, что в качестве заполнителя должен применяться песок в соответствии с ГОСТ 8376, однако, данный ГОСТ регулирует стандарты качества ламп электронных маломощных типа 6П3С;
- пункт 21 "Семена газонных трав", установлено требование к процентному составу травосмеси, вместе с тем, точное процентное соотношение состава травосмеси до ее покупки участник закупки определить не может.
На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку по доводам жалобы, признать положения документации об электронном аукционе несоответствующими Закону о контрактной системе, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заявитель 3 считает, что Заказчиком нарушены положения части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) включено незаконно, так как исполнение контракта завершается в 2017 году, следовательно, Заказчик не имеет права предоставлять указанную отсрочку.
В нарушение статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки отсутствует требование о предоставлении Участником закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
По мнению Заявителя 3 в проекте контракта установлено незаконное требование к сроку действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия Контракта на три месяца.
Просит признать жалобу обоснованной.
Заявитель 4 в своей жалобе указывает, что Заказчик в описании требований к материалам "Ведомость материалов" использует нестандартные значения показателей, а именно указывает требования к цифровым значениям показателей в виде сплошного текста (словами), кроме того, по мнению Заявителя 4, в извещении в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии допуска СРО, а также в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании установлены излишние требования к материалам, используемым при выполнении работ, являющихся предметом закупки, а именно: по позициям 7 "Пленка полиэтиленовая", 11 "Щебень из естественного камня для строительных работ", 14 "Сталь листовая оцинкованная", 21 "Семена газонных трав".
Просит приостановить размещение заказа, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении выявленных нарушения, применить к ответственным лицам административное взыскание.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились и дали пояснения согласно представленному письменному отзыву.
Считают, что документация об электронном аукционе разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, требования к товарам были предметом разъяснений Заказчика по поступившим от участников запросам, согласно которым данные требования не будут рассматриваться как основание для отказа участника закупки в допуске к участию в аукционе.
Кроме того, по мнению представителей Заказчика, подача на участие в аукционе двух заявок свидетельствует о наличии конкуренции при проведении закупки.
Требования к товару по пункту 7 "Пленка полиэтиленовая" не содержат указание цифровых значений характеристик товара в виде сплошного текста.
На основании изложенного просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
29.09.2016 в единой информационной системе было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0302300047816000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 50 587 278 рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно вводной части Приложения N 2 к Техническому заданию участник закупки должен представить в своей заявке сведения на материалы, которые будет использовать при производстве работ, с обязательным указанием конкретных характеристик, соответствующих параметрам соответствия, установленным ниже или в соответствующих ГОСТ, ТУ, технической документации на изделия и т.п. в действующих редакциях.
В приложении N 2 к Техническому заданию установлены требования к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ.
В частности установлены требования по пунктам:
- 6 "Бруски": Класс пожарной опасности КМ4 или КМ5. Группа воспламеняемости: В2; В3. Горючесть: нормальногорючий; сильногорючий. Влажность: не более 30%. Продолжительность самостоятельного горения не более 350 с.;
- 7 "Пленка полиэтиленовая": Марка Т; М; Н. Допустимые концентрации продуктов термоокислительной деструкции не более 20 мг/м3. Температура воспламенения и самовоспламенения не более 400°С.;
- 8 "Материал рулонный гидроизоляционный" Температура хрупкости вяжущего должна быть ниже - 35°СТеплостойкость при температуре должна быть не ниже +100°С.;
- 10 "Плитки керамические гладкие". Предельные отклонения от номинальных размеров плиток по длине в одной партии не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм.;
- 11 "Щебень из естественного камня для строительных работ". Полный остаток на сите с диаметром отверстий 70мм должен быть до 10 % по массе. Полный остаток на сите с диаметром отверстий 40 мм должен быть не менее 90 % по массе. Щебень из гравия или валунов должен содержать дробленые зерна в количестве не менее 80% по массе. Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы должен быть 2 или 3 или 4 группы с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе не более 35. Марка по дробимости щебня должна быть 1200, при этом потеря массы при испытании должна быть не более 25 %. Марка по истираемости щебня должна быть И2 или И3 с потерей массы при испытании, % до 45. Содержание зерен слабых пород в щебне должно быть не более 10 % по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) в щебне должно быть не более 2 % по массе. Содержание глины в комках, % по массе, меньше 0,25. Щебень должен выдерживать не менее 50 циклов замораживания/оттаивания, при этом потеря массы не должна быть более чем 5%.
- 12 "Растворы цементные". Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. В качестве вяжущего должны применяться известь строительная или портландцемент или цементы пуццолановые и сульфатостойкие или цементы для строительных растворов. Известковое вяжущее (при наличии), должно быть в виде гидратной извести (пушонки) или известкового теста или известкового молока. Портландцемент (при наличии) должен соответствовать требованиям ГОСТ 10178 или другим техническим документам с показателями качества не ниже указанных. В качестве заполнителя должны применяться песок для строительных работ по ГОСТ 8376 или по другим техническим документам с показателями качества не ниже указанных или золы-уноса. Для приготовления бетонных смесей применяется вода питьевая по ГОСТ Р 51232-98 или естественная поверхностная или грунтовая вода или техническая вода или морская и засоленная вода или вода после промывки оборудования для приготовления и транспортирования бетонных и растворных смесей или комбинированная вода, представляющая собой смесь воды из двух или более указанных выше источников. Для приготовления бетонных смесей, не допускается применение сточной, болотной и торфяной воды. Допускается к применению вода при наличии на поверхности только следов (радужной пленки) нефтепродуктов, масел и жиров;
- 14 "Сталь листовая оцинкованная". Относительное удлинение 4, (при l0 = 80 мм) не менее 21%.;
- 21 "Семена газонных трав". Требуемый состав травосмеси: мятлик луговой от 15 до 20 %. Овсяница красная от 35 до 40 %. Райграс пастбищный от 15 до 20 %. Тимофеевка луговая от 15 до 20 %. Клевер белый от 5 до 10 %. Норма высева семян от 40 до 50 г/м2. Примеси <1 %..
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 30244-94 "Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть" все пиломатериалы, не подвергшиеся огнезащитной обработке, исходя из параметра продолжительности самостоятельного горения, делятся на 4 класса с положительностью горения 0, меньше 30 сек., меньше 300 сек.
Поскольку верхний предел времени горения пиломатериалов класса горения Г4 не ограничен, требование Заказчика о продолжительности самостоятельного горения не более 350 сек. не соответствует требованиям ГОСТ 30244-94 и является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы.
Кроме того является необоснованным требование о предоставлении участниками закупки конкретного значения влажности бруска, поскольку ГОСТ 8486-86, регулирующий стандарты качества пиломатериалов хвойных пород, конкретное значение влажности пиломатериалов не устанавливает.
Также является избыточным требование к допустимой концентрации продуктов термоокислительной деструкции пленки полиэтиленовой, поскольку данный показатель регламентирует допустимую концентрацию продуктов деструкции в воздухе рабочей зоны при переработке и производстве пленки, и не относится к предмету провидимой закупки.
Установленное Заказчиком требование к температуре хрупкости вяжущего (ниже - 350С) не соответствует ГОСТ 30547-97 (не выше -150С или не выше минус 250С), что вводит в заблуждение участников закупки и нарушает часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Требование к предельному отклонению от номинальных размеров плиток по длине вводит в заблуждение участников закупки, поскольку заказчиком использованы показатели отличные от единиц измерения, указанных в ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен".
ГОСТ 28013-98, регламентирующих стандарты качества строительных растворов, разделяет свойства строительных растворов на свойства растворных смесей и свойства затвердевшего бетона (пункт 4.2 указанного ГОСТ), заданные Заказчиком требования к водоудерживающей способности, расслаиваемости и содержанию золы - уноса относятся к свойствам растворной смеси.
Поскольку предметом закупки является выполнение работ, а не поставка продукции, то требование заказчика подробного описания в заявке показателей, характеризующих технологию производства товара, нарушают положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленные требования к вяжущему, заполнителю и воде являются избыточными, поскольку из наименования используемого материала следует, что заказчику необходим цементный раствор, вместе с тем, согласно требованиям Технического задания, участник в качестве заполнителя может использовать строительную известь, однако, такой раствор будет являться известковым, что противоречит требованиям пункта 12 Приложения N 2 к Техническому заданию.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе (вводная часть Приложения N 2 к Техническому заданию"), устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, а также результатов использования товаров, характеристики товара, показатели которых могут быть определены лишь в результате технологических испытаний.
Поскольку все ГОСТы, на которые отсылают положения Технического задания, содержат требования к методам испытаний и определяют, что для проведения испытаний используется проба с каждой партии материала, а также учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), веществ и компонентов, из которых они состоят в составе заявок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На нашли своего подтверждения доводы жалобы ООО "Стройинвест", поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 проекта контракта срок выполнения работ установлен не позднее 9 месяцев с даты подписания контракта.
Генеральный подрядчик по согласованию с Заказчиком может досрочно сдать результаты работ, а Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такую работу.
Таким образом, проектом контракта не исключается выполнение и сдача работ подрядчиком до 01.01.2017 года.
В извещении о проведении электронного аукциона имеется информации об установленных единых требованиям к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, более подробная информация об установленных Заказчиком требованиях содержится в разделе 12 документации об электронной аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен минимальный срок действия банковской гарантии (на один месяц превышающий срок действия контракта), вместе с тем, максимальное значение Законом о контрактной системе не ограничено. Следовательно, требование о срок действия банковской гарантии, превышающем срок действия контракта на три месяца, не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Также не нашел своего подтверждения довод ООО "ЭНТОС Плюс" об использовании Заказчиком нестандартных значений показателей, а именно: указание цифровых значений в виде сплошного текса (словами), поскольку документация таких указаний не содержит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ИП Куркина О.Г, ООО "Строительное управление - 1" на действия Комитета имущественных и земельных отношений АМО "Джидинский район" при проведении торгов с реестровым номером 0302300047816000014 обоснованными;
2. Признать жалобу ООО "ЭНТОС Плюс" на действия Комитета имущественных и земельных отношений АМО "Джидинский район" при проведении торгов с реестровым номером 0302300047816000014 обоснованной в части доводов об установлении излишних требования к товарам;
3. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия Комитета имущественных и земельных отношений АМО "Джидинский район" при проведении торгов с реестровым номером 0302300047816000014 необоснованной;
4. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 24 ноября 2016 г. N 04-50/317-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2016