Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 4 апреля 2016 г. N 351
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии:
в присутствии:
в отсутствии:
представителей ООО "СТРОЙИНВЕСТ", извещенных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев 04.04.2016 года жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) (далее - жалоба) на действия МДОУ "Старошайговский детский сад N 1 комбинированного вида" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0309300006316000001 на "Выполнение работ по устройству вентилируемого фасада и благоустройство прилегающей территории муниципального дошкольного образовательного учреждения "Старошайговский детский сад N1 комбинированного вида" по адресу: РМ, Старошайговский муниципальный район, с.Старое Шайгово" (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 28 марта 2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 30.03.2016 N 241 рассмотрение жалобы назначено на 04.04.2016 года в 11 часов 00 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1. Заказчик в п. 2.5 проекта контракта использовал недопустимую формулировку, а именно: "Оплату за выполненные и принятые объемы работ Заказчик производит в течение 60 дней со дня подписания Сторонами подтверждающих документов. Данная формулировка, в нарушение законодательства Российской Федерации, дает возможность производить оплату как через день, так и через 60 дней, т.е. ставит срок оплаты в зависимость от отношений заказчика и подрядчика;
2. В ведомости потребных ресурсов содержится указание на товарные знаки без оговорки об эквивалентности.
Представитель Заказчика, присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России, с доводом Заявителя не согласился, указал, что перечисление денежных средств будет происходить ежемесячно не позднее 26-го числа текущего месяца представлять Заказчику акты о приемке выполненных работ (формы N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
По второму доводу жалобы представитель Заказчика пояснил, что в документации об Аукционе содержится оговорка о возможности применения эквивалентных товаров.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы Заявителя, действия Заказчика и аргументы его представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 11.03.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 0309300006316000001 на "Выполнение работ по устройству вентилируемого фасада и благоустройство прилегающей территории муниципального дошкольного образовательного учреждения "Старошайговский детский сад N1 комбинированного вида" по адресу: РМ, Старошайговский муниципальный район, с.Старое Шайгово".
Начальная (максимальная) цена контракта: 9316828.60 коп.
Дата и время окончания подачи заявок: 29.03.2016 г. 10:00 (мск).
Дата и время проведения аукциона в электронной форме: 01.04.2016 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно ч. 1 ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме, стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Общие условия определения сроков в гражданских правоотношениях приведены в ст. 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Частью 2 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 2.2. проекта муниципального контракта документации об Аукционе источником финансирования Контракта - средства районного бюджета Старошайговского муниципального района Республики Мордовия. Оплату за выполненные и принятые объемы работ Заказчик производит в течение 60 дней со дня подписания Сторонами подтверждающих документов (п. 2.5 проекта муниципального контракта)
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что порядок оплаты выполненных работ в части срока установлен в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Российской Федерации и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что рассмотрение вопроса о "коррупционной составляющей" не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Таким образом, довод Заявителя не нашел свое подтверждение и является необоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствие с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в документации об Аукционе, в разделе "Ведомость потребных ресурсов" установлены указания на товарные знаки, без обязательной оговорки об эквивалентности, в том числе:
- клей плиточный "Старатели - стандарт";
- затирка "Старатели";
- антисептик - антипирен "Пирилакс 3000" для древесины;
- лист фасадный (плита фиброцементная окрашенная плоская "Latonit" толщ. 8 мм.
Между тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в разделе II "Техническое задание" документации об Аукционе указано следующее:
"Требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ выделены отдельным файлом. При наличии в проектной документации (локальных сметах, ведомостях объемов работ) указаний на определенные товарные знаки подрядчик в ходе строительства может использовать "эквиваленты" согласно техническим характеристикам указанных материалов и оборудования за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.".
Таким образом, довод Заявителя не нашел свое подтверждение и является необоснованным.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Аукциона, Комиссией Мордовского УФАС России установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 26 Информационной карты документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в разделе II "Техническое задание" документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 26 Информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные настоящим пунктом документации об электронном аукционе. При указании на товарный знак (его словесное обозначение) использование терминов "или эквивалент", "эквивалент" не допускается. Значения показателей должны быть конкретными, не сопровождаться словами "не более", "не менее", "не хуже", "или" и др. (за исключением случаев, когда производитель товара по данному показателю не использует конкретное значение). Участником закупки указываются значения показателей, соответствующие значениям, установленным в Разделе II "Техническое задание".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Между тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в разделе "Ведомость потребных ресурсов" документации об Аукционе в разделе "Наименование работ и затрат" при описании необходимого к поставке товара, в том числе: клей плиточный "Старатели - стандарт"; затирка "Старатели"; антисептик - антипирен "Пирилакс 3000" для древесины; лист фасадный (плита фиброцементная окрашенная плоская "Latonit" толщ. 8 мм. в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не установлены показатели позволяющие определить параметры эквивалентности, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системы определены единые требования к участникам закупки, устанавливаемые Заказчиком в документации при осуществлении закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее - организации, находящиеся под контролем Турецкой Республики), запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Мордовского УФАС России изучив документацию об Аукционе, установила, что в данной закупке отсутствует запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, что является нарушением требований ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 23-од от 21.03.2016 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия МДОУ "Старошайговский детский сад N 1 комбинированного вида" при проведении электронного аукциона N 0309300006316000001 на "Выполнение работ по устройству вентилируемого фасада и благоустройство прилегающей территории муниципального дошкольного образовательного учреждения "Старошайговский детский сад N1 комбинированного вида" по адресу: РМ, Старошайговский муниципальный район, с.Старое Шайгово" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 4 апреля 2016 г. N 351
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016