Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Гефест", ООО "Стройсервис-Юг" на действия Заказчика - Войсковой части 3667, действия комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358100028716000014 "Поставка дров" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Погуляйло О.И., Максименко Л.Г.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Гефест" на действия Заказчика. Заявитель указал, что при формировании и утверждении документации Заказчиком нарушены положения действующего законодательства.
По жалобе указанного участника торгов возбуждено дело N 538/03.
30.03.2016 г. в Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройсервис-Юг" на действий комиссии Заказчика. Заявитель полагает, что его первая часть заявки соответствуют требованиям документации; отказ в допуске к участию в торгах неправомерен.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы ООО "Гефест", устные пояснения по существу жалобы ООО "Стройсервис-Юг"; Заказчик просил признать их необоснованными.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
26.02.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 24 800 000.00 рублей.
1) Документация об аукционе во исполнение ст. 42 Закона содержит требования к сроку поставки товара: согласно графику поставки, но не более 150 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно извещению срок исполнения контракта - декабрь 2016 г.
Заказчик устанавливает и "срок поставки товара", и "срок исполнения контракта". Данные понятия не являются тождественными.
Довод ООО "Гефест" о том, что Заказчиком установлены различные требования к сроку поставки товара опровергается фактическими обстоятельствами дела.
2) Из извещения следует, что данная закупка проводится для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Документацией предусмотрено "ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и (или) преимущества, предоставляемые заказчиком". Заказчик указал, что "участники закупок обязаны декларировать в заявках на участия в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям".
Документацией также предусмотрено включение в состав второй части заявки "документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона, или копии этих документов".
Учитывая изложенное, довод Заявителя о невозможности установления перечня документов, подтверждающих соответствие участников закупки ст. 30 Закона, необоснован.
3) Заявитель указывает, что Заказчик "не дает разъяснений на запросы участников торгов, а просто их дублирует". Данный довод основан на знаках препинания, используемых Заказчиком в конце предложений - ответов на запросы:
Ростовское УФАС России полагает, что из текста запроса и полученного ответа представляется возможным установить суть разъяснения Заказчика.
Довод Заявителя необоснован.
4) Заявитель указывает, что требования к товарам установлены Заказчиком в нарушение положений соответствующего ГОСТа.
Требования к товарам приведены Заказчиком в главе N 3. Согласно данному разделу Заказчику к поставке необходимы:
1.1 Наименование товара - Дрова
1.2 Качественные, технические характеристики:
1-2 группы теплотворной способности (береза, бук, ясень, граб, ильм, вяз, клен, дуб, лиственница, сосна, ольха);
длина дров не менее 35 см и не более 50 см, предельное отклонение по длине 5 см;
толщина дров не менее 10 см и более;
Дрова должны быть расколоты: при толщине полена не менее 16 см и не более 26 см должны быть расколоты на 2 части, не менее 28 см и не более 40 см - на 4 части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышала 22 см.
В дровах не допускается наружная трухлявая гниль.
Ядровая и заболонная гнили допускаются размером не более 65% площади торца. Количество дров с гнилью не менее 30% и не более 65% площади торца не должно превышать 10% объема партии. Дрова должны быть очищены от сучьев. Высота оставшихся сучьев не должна превышать 3 см. Дрова в коре и без коры.
1.3 Объем (количество) товара - 8 000 куб. метров.
Согласно Инструкции по заполнению заявок "если одновременно показатели разделены "тире", "дефисом" и т.д., участником данные показатели должны быть конкретизированы".
Документация не содержит указания на необходимость соответствия предлагаемых к поставке товаров требованиям ГОСТа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона.
В соответствии со ст. 33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В данном случае, существует ГОСТ 3243-88 "Государственный стандарт Союза ССР. Дрова. Технические условия", действие которого распространяется на дрова хвойных и лиственных пород, используемых в качестве топлива.
Данным ГОСТом установлены следующие требования:
1.1. Размеры дров устанавливают:
по длине - 0,25; 0,33; 0,50; 0,75; 1,00 м;
по толщине - от 3 см и более;
предельное отклонение по длине +/- 0,02 м.
По требованию потребителя допускаются дрова кратных длин. При этом предельные отклонения по длине устанавливают от -0,05 до +0,10 м.
1.1.1. Дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышала бы 22 см.
1.2. В дровах не допускается наружная трухлявая гниль.
Ядровая и заболонная гнили допускаются размером не более 65% площади торца. Количество дров с гнилью от 30 до 65% площади торца не должно превышать 20% объема партии, а при использовании дров на предприятиях Минлеспрома СССР допускается до 40% объема партии.
1.2.1. Дрова разделяют:
по древесным породам в зависимости от теплотворной способности на три группы:
1 - береза, бук, ясень, граб, ильм, вяз, клен, дуб, лиственница;
2 - сосна, ольха;
3 - ель, кедр, пихта, осина, липа, тополь, ива.
Заказчик признал тот факт, что требования к товарам установлены не в соответствии с ГОСТом.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что использование нестандартных показателей обусловлено закупкой данного товара-дров для использования в конкретной печи. В частности, использование дров большей длины (более 50 см) невозможно ввиду размеров данной печи.
Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования других (отличных от гостированных) показателей, требований, обозначений и терминологии, в том числе, заявленных Заказчиком на заседании Комиссии Ростовское УФАС России. Напротив, требования к товарам в совокупности с Инструкцией по заполнению заявок опровергают позицию Заказчика. Так, удовлетворить потребность Заказчика способны дрова длиной меньшей, чем 35 см.
Учитывая изложенное, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части необъективного описания объекта закупки.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.03.2016 г. на участие в торгах поступило 12 заявок.
Формирование технического задания документации в нарушение положений ГОСТа обусловили подачу участниками торгов предложений о поставке товаров также не соответствующих ГОСТу.
В данном случае, неправомерные действия Заказчика предопределили подачу участниками аукциона предложений, оформленных описанным образом.
5) Участнику N 7 (Заявителю) отказано в допуске к участию в аукционе по причине дачи предложения в нарушение требований Инструкции.
Участником N 7 предложение дано следующим образом:
Наименование товара - дрова,
Качественные, технические характеристики:
2 группа теплопроводной способности (сосна, ольха)
Длина дров 40 см, предельное отклонение по длине отсутствует
Толщина дров 14 см
Дрова расколоты: при толщине полена 20 см расколоты на 2 части, 30 см - на 4 части, толщиной 50 см - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
В дровах отсутствует наружная трухлявая гниль.
Ядровая и заболонная гнили отсутствует. Количество дров с гнилью отсутствуют. Дрова очищены от сучьев. Высота оставшихся сучьев не превышает 3 см. Дрова в коре и без коры.
Объем (количество) товара - 8000 куб метров.
Страна происхождения товара Россия.
Предложение участника торгов удовлетворяет потребности Заказчика.
Первая часть заявки Заявителя содержит перечень сведений, установленный ч. 3 ст. 66 Закона. Данные сведения не противоречат требованиям документации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации о таком аукционе.
Часть 5 статьи 67 Закона устанавливает, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона, не допускается.
Основания, установленные ч. 4 ст. 67 Закона, для отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе отсутствуют.
Согласно Инструкции "в случае, если участником поставляются несколько пород материалов, то участник указывает конкретные требования к каждой породе отдельно по показателям. Участник при подаче заявки обязан указать единицы измерения по каждому параметру товара".
Сама заявка (но не ее содержание) действительно оформлена в нарушение требований Инструкции. Вместе с тем, данное основание не предусмотрено ч. 4 ст. 67 Закона, для отказа в допуске к участию в торгах.
Учитывая изложенное, комиссия Заказчика нарушила ч. 5 ст. 67 Закона в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе Заявителю.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гефест" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройсервис-Юг" обоснованной.
3. Признать комиссию Заказчика нарушившей ч. 5 ст. 67 Закона.
4. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
5. Выдавать Заказчику, комиссии Заказчика предписание: отменить протоколы, сформированные в ходе проведения торгов; внести изменения в документацию путем ее приведения в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения; продлить срок подачи заявок в соответствии со ст. 65 Закона; совершить дальнейшие действия, установленные Законом.
6. Оператору электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
7. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика, членов комиссии Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016