Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Югстрой", ООО "Геокомп" на действия Заказчика - МКУ "Отдел заказчика" Кашарского района при проведении открытого конкурса N 0358300213116000003 "Разработка проектной документации на строительство подъезда к х. Бутков до магазина. Кашарский район" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в присутствии представителя Заказчика (Чепурная А.Я.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Югстрой" на действия Заказчика. Заявитель указывает, что положения документации не соответствуют требованиям законодательства. В частности, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
ООО "Геокомп" в жалобе указывает о том, что извещение и документация не соответствуют требованиям Закона.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы ООО "Югстрой"; просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
14.03.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении конкурса. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 1 864 324.00 рублей.
1) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе приведены Заказчиком в п. 20 информационной карты документации. Заказчиком установлено, в том числе, следующее:
N п/п |
Критерий оценки |
Величина значимости критерия оценки |
Коэффициент значимости критерия оценки |
Нестоимостные критерии оценки | |||
2 |
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
30 процентов |
0,3 |
Оценка по показателю от 0 до 100 баллов | |||
N пп |
Показатели |
Максимальное значение в баллах |
|
2.1 |
Предложение участника конкурса по качеству выполнения работ: Предложение участника по детализации и проработанности порядка технологии выполнения работ, включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические предложения, детализация и проработанность конструктивных решений (Предложение 1. участник конкурса приводит наименование и описание выполняемых работ Предложение 2. описание организационно-технических предложений, в т.ч. полнота учета технических требований, обоснованность сроков, технологии и методы выполнения работ, организационно- технические предложении Предложение 3. участник конкурса приводит перечень государственных стандартов, правил и других норм, которые он будет соблюдать при выполнении работ. Предложение 4. участник конкурса описывает порядок привлечения соисполнителей (субподрядчиков) и объемы работ, передаваемые соисполнителям (субподрядчикам), описывает порядок проработанность конструктивных решений. Предложение 5. описывает, в какой срок, каким образом будут выполняться требования Заказчика, изложенные в конкурсной документации, применяемой системы контроля качества за выполнением работ) |
60 |
|
2.2 |
Предложение участника конкурса по детализации и проработанности порядка применения технологических и конструктивных решений линейного объекта (Предложение 1. участник конкурса приводит наименование и описание выполняемых работ. Предложение 2. описание применения технологических и конструктивных решений линейного объекта). |
20 |
|
2.3 |
Предложение участника по детализации и проработанности порядка выполнения работ в том числе: мероприятий по охране окружающей среды, обеспечение пожарной безопасности, связанной с предметом контракта (участник представляет информацию по детализации и проработанности порядка выполнения работ в том числе: Предложение 1. мероприятий по охране окружающей среды, Предложение 21. обеспечение пожарной безопасности, связанной с предметом контракта). |
20 |
|
3 |
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
10 процентов |
0,1 |
Оценка по показателю от 0 до 100 баллов | |||
N пп |
Показатели |
Максимальное значение в баллах |
|
3.4 |
Деловая репутация (наличие положительных отзывов от государственных и/или муниципальных заказчиков о выполнении участником закупки работ в рамках исполнения контрактов (договоров) на выполнение проектных и/или изыскательских работ (разработку проектной документации) на капитальный ремонт (реконструкцию, строительство) в 2013-2015 г. |
10 |
|
Конкурсная документация, определяя показатели по критерию "качество работ", не содержит формулу расчета количества баллов, присуждаемых по показателям, или шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающую интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчик фактически не установил в отношении критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в документации о закупке значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка количества баллов, присуждаемых по таким показателям.
Также заказчик фактически не установил количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Установленное заказчиком описание порядка оценки конкурсной комиссией заказчика предложений участника о "качестве работ" не позволяет четко и однозначно определить участникам закупки конкретное соотношение степени детализации и присваиваемых баллов, не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и определить наиболее достойное предложение участника закупки. Из показателей критерия и предельных величин его значимости, установленных заказчиком в документации, участникам закупки невозможно понять до какой степени им нужно максимально детализировано и содержательно изложить описание последовательности и порядка выполнения работ на объекте, организационно-технические предложения при выполнении работ на объекте, методы и способы выполнения работ на объекте, информацию по технике безопасности и охране труда на объекте с учетом предмета и специфики проводимого министерством открытого конкурса.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 N 3323/13, отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов.
Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной комиссии).
Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в судебных актах по делам NN А53-16870/2015, А53-17945/2015.
Кроме того, Заказчик связывает деловую репутацию участника торгов только с выполнением работ по государственным и муниципальным закупкам. Между тем, опыт выполнения работ (в том числе, сопоставимых) никак не связан с тем, кто в том или ином случае выступал Заказчиком, и какие заключались контракты (муниципальные, государственные либо иные). Само по себе указание на муниципального или государственного Заказчика не определяет стоимость, перечень и состав работ, которые выполнены подрядчиком в рамках контракта; не указывает на "большую" либо "меньшую" репутацию.
При таких обстоятельствах, Заказчиком нарушены ч. 9 ст. 32, ч. 1 ст. 50 Закона в части неустановления порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
Довод ООО "Югстрой" об отсутствии в документации надлежащего порядка оценки заявок обоснован.
2) В соответствии с ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона Заказчик устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 5 статьи 31 Закона предусматривает, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Часть 1 ст. 31 Закона содержит единые требования к участникам закупки, устанавливаемые Заказчиками при осуществлении закупки.
Согласно указанной норме права при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам_;
3) непроведение ликвидации участника закупки_;
4) неприостановление деятельности участника закупки_;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам_;
7) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики_
8) обладание участником закупки исключительными правами (при необходимости);
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов_;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Документация содержит требования к участникам торгов в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона.
Извещение требований к участникам торгов не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
Довод ООО "Геокомп" об отсутствии в извещении требований к участникам конкурса обоснован.
3) Согласно ч. 3 ст. 45 Закона в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Пунктом 8 информационной карты установлено, что "в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии".
Указанная информация в извещении отсутствует.
Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 45 Закона.
Довод ООО "Геокомп" об отсутствии в извещении информации "о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта_" обоснован.
4) Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 50 Закона:
любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе;
в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В единой информационной системе 25.03.2016 г. Заказчиком размещено разъяснение на поступивший от участника торгов запрос.
Данный ответ не содержит предмета запроса.
Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 50 Закона.
5) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении, документации установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Из установленных Заказчиком требований к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе представляется возможным установить соответствие участника торгов запретам, ограничениям согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Довод ООО "Геоком" в данной части несостоятелен.
6) ООО "Геоком" указывает, что в извещении не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, отсутствует порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в случае снижения цены на 25% и более начальной цены контракта, отсутствует информация о банковском сопровождении контракта.
Довод Заявителя не состоятелен.
Из сведений, указанных в извещении, представляется возможным установить (определить) оспариваемую Заявителем информацию.
7) Согласно п. 5. 15 проекта контракта, п. 3.14 задания на проектирование подрядчик должен "согласовать проектную документацию с физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством".
Перечень названных физических и юридических лиц в документации не определен.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственным и органами и органами местного самоуправления.
Статьей 762 ГК РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Обязанность по согласованию технической документации возложена на подрядчика и заказчика совместно.
Требование заказчика, адресованное лицу, признанному победителем аукциона (потенциально - всем участникам торгов), возлагает на участников закупки дополнительные обязанности в объеме, не предусмотренном законом, что, соответственно, нарушает их права и законные интересы.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона в части необъективного описания объекта закупки.
8) В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
В п. 4.4. документации указано следующее: заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона в части установления требований к содержанию, форме заявки на участие в конкурсе в нарушение нормы Закона.
9) Согласно п. 4.2.3 документации документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона заявка должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона в части установления требований к содержанию, форме заявки на участие в конкурсе в нарушение нормы Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Югстрой" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Геокомп" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 31, ч. 9 ст. 32, ч. 3 ст. 45, ч.ч. 1, 7 ст. 50 Закона.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об отмене сформированных протоколов и аннулировании закупки.
5. Рассмотреть вопрос привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016