Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "СтройКом" на действия Заказчика - Администрации города Волгодонска при проведении электронного аукциона N 0158300039816000047 "Выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов путем реализации комплекса инженерно-геодезических исследований в городе Волгодонске Ростовской области" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в отсутствие заинтересованных лиц,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройКом" на действия Заказчика. Заявитель указывает, что Заказчик в рамках исполнения работ по предмету контракта возлагает на участников торгов дополнительные обязательства.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы; просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
22.03.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 1 716 295.44 рублей.
1) В рамках предмета торгов участник торгов должен выполнить работы по оценке технического состояния многоквартирных домов путем реализации комплекса инженерно-геодезических исследований в городе Волгодонске Ростовской области.
В соответствии с п. 11 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) представительный орган поселения, городского округа устанавливает порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации объектов в случае поступления в орган местного самоуправления по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий и сооружений.
Оценка технического состояния и надлежащего технического обслуживания зданий, сооружений главным образом проводится в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок устанавливает процедуру организации и проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.
Осмотр зданий, сооружений проводится в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.
При осмотре зданий, сооружений проводится визуальное обследование конструкций (с фотофиксацией видимых дефектов), изучаются сведения об осматриваемом объекте (время строительства, сроки эксплуатации), общая характеристика объемно-планировочного и конструктивного решений и систем инженерного оборудования, производятся обмерочные работы и иные мероприятия, необходимые для оценки технического состояния и надлежащего технического обслуживания здания, сооружения в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации осматриваемого объекта.
Учитывая предмет торгов, Заказчиком установлено требование к участникам аукциона о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске на выполнение работ по капитальному ремонту, строительству и реконструкции, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (СРО) на следующие виды работ (в соответствии с нумерацией Перечня видов работ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624): I. Виды работ по инженерным изысканиям: п. 1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами (раздел N 5 документации).
Положениями контракта Заказчик требует от участников торгов осуществление следующих услуг (работ):
6.1.6. Подготовить и согласовать с Муниципальным заказчиком информационные материалы для публикации в СМИ города Волгодонска;
6.1.7. Разместить согласованные с Муниципальным заказчиком информационные материалы в СМИ города Волгодонска:
не менее 2 публикаций - в печатных СМИ (газетах); не менее 1 сюжета - в эфире телекомпаний; не менее 2 информационных материалов - на интернет-порталах.
Необходимость выполнения (оказания) данных работ (услуг) из ГрК РФ, Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ, иных нормативных правовых актов, регулирующих выполнение работ по оценке технического состояния домом, не следует.
Для выполнения (оказания) данных работ (услуг) наличие у участников аукциона допуска СРО, в том числе, допуска к работам по инженерным изысканиям, не требуется.
Из части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 указанной статьи Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к допущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.
В нарушение приведенных правовых норм Заказчиком в один лот объединены работы (услуги), технологически и функционально не связанные с работами, выполнение которых являются предметом торгов.
Заказчиком нарушены ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 64 Закона, ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Кроме того, Ростовское УФАС России указывает, что формулировка "согласовать с Муниципальным заказчиком" не является надлежащим исполнением ст. 33 Закона. Объект закупки не носит объективного характера; не содержит четких и однозначных критериев данного "согласования".
Исполнение контракта подрядчиком ставится в зависимость от "воли и желания" Заказчика; Подрядчик и Заказчик находятся в неравных условиях.
2) В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 3 ст. 14 Закона).
В рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ) установлен запрет на допуск к закупкам работ или услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.
С 1 января 2016 г. запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям:
находящимся под юрисдикцией Турции;
контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457).
Запрет не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по контрактам, которые заключены до 30.12.2015, в течение всего срока их действия (примечание к названному Перечню).
Извещение по данной закупке запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержит.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 63 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройКом" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8,ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
4. Выдать комиссии Заказчика, Заказчику предписание об отмене сформированных протоколов и аннулировании торгов.
5. Оператору электронной торговой площадки обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016