Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ИП Драмарецкой Ю.В (далее - Заявитель) на действия комиссии Заказчика - Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области "Волгодонская специальная школа-интернат N14" при проведении электронного аукциона N 0358200042416000025 "Электронный аукцион на поставку одежды спортивной для воспитанников ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат N 14" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Алексеенко А. Н.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика. Заявитель указал, что его первая часть заявки соответствуют требованиям документации; отказ в допуске к участию в торгах неправомерен.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы; Заказчик просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
28.02.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 590 600.00 рублей.
1) Заказчику по позиции 3 технического задания необходим костюм лыжный для мальчиков: "цвет синий, черный, голубой или красный".
Документация содержит инструкцию по заполнению заявок. Согласно данному разделу документации (п. 25 информационной карты) "характеристики товара, являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения товара, имеющие обобщающее слово или фразу, после которого (ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой запятой "," - участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан конкретный вариант исполнения товара, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения данного товара. В иных случаях перечисление характеристик через "," ";", а также союз "и" означает, что Заказчику необходимо наличие в товаре всех характеристик.
Применение заказчиком союзов "или", "либо" при перечислении значений показателей, означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных значением показателей, в указанном случае участником закупки в первой части заявки данные показатели должны быть конкретизированы и должно быть указано одно конкретное значение".
Заявитель по указанной позиции предложение сделал следующим образом: костюм лыжный для мальчиков: "цвет черный".
Руководствуясь положениями ст. ст. 64, 66, 67 Закона комиссией Заказчика принято правомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в торгах.
Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 14.03.2016 г.
2) Согласно п. 6. 7 проекта контракта "в том случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать выполнение Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту, Поставщик обязуется в течение 10 банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежаще оформленное обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, указанном в разделе 6 настоящего Контракта".
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 данной статьи исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Из смысла данной статьи Закона следует право заказчика на получение обеспечения исполнения контракта на стадии подачи заявки или при подписании контракта. Возможность требовать представления нового обеспечения или внесения изменения в действующее обеспечение на стадии исполнения контракта данным законом не предусмотрено.
Единственное исключение предусмотрено в части 7 статьи 96 Закона, в силу которой в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
На участника закупки условиями документации фактически возложены риски действительности банковских гарантий на весь период ее предоставления, в силу чего они могут быть в ходе исполнения контракта повторно обязаны представлять обеспечение исполнения контракта.
Данное требование документации противоречит положениям ч. 3 ст. 96 Закона.
В нарушение ч. 3 ст. 96 Закона документацией установлена обязанность к участникам торгов о предоставлении Заказчику иного (нового) надлежащего обеспечения исполнения обязательств по контракту, в случае, если по каким либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту.
3) Согласно ч. 5 ст. 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, приведенная в статье 42 Закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 96 Закона заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 1 статьи 45 Закона предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона о контрактной системе, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).
При этом следует отметить, что пунктом 7 части 2 статьи 45 Закона предусмотрено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Более того, частью 8 статьи 45 Закона установлено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи.
Согласно извещению:
Размер обеспечения исполнения контракта |
29530.00 |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. |
Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта |
"Номер расчётного счёта" 40302810260152000637 "Номер лицевого счёта" 05582002740 "БИК" 046015001 |
Дополнительная информация |
Информация отсутствует |
В действиях Заказчика имеется нарушение ч. 5 ст. 63 Закона, поскольку в извещении фактически не установлены требования к обеспечению исполнения контракта, порядку предоставления такого обеспечения.
4) Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В составе документации представлена инструкция по заполнению заявок. Обязанность Заказчика по подготовке данного раздела документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании требований Заказчика как к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, так требований к самому товару (показателям его характеризующим).
Каждое отдельное предложение в Инструкции по данному аукциону разъясняет порядок подготовки участниками торгов заявки на участие в аукционе. Однако, в совокупности с иными предложениями, включенными в Инструкцию, действия Заказчика нарушают принцип открытости и прозрачности закупок; затрудняют участникам торгов подготовку заявок на участие в аукционе; имеют своей целью ограничение количества потенциальных участников. Инструкция по данной закупке не отвечает принципам Закона.
Из Инструкции следует:
применение заказчиком союзов "или", "либо" при перечислении значений показателей, означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных значением показателей, в указанном случае участником закупки в первой части заявки данные показатели должны быть конкретизированы и должно быть указано одно конкретное значение.
в случае если Заказчиком в "Техническом задании" указано несколько взаимоисключающих наименований или характеристик товара перечисленных с использованием союзов "или", "либо", а так же знака "/" (косая черта), участник закупки обязан выбрать и указать одно конкретное значение показателя.
характеристики товара, являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения товара, имеющие обобщающее слово или фразу, после которого (ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой запятой "," - участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан конкретный вариант исполнения товара, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения данного товара.
в иных случаях перечисление характеристик через "," ";", а также союз "и" означает, что Заказчику необходимо наличие в товаре всех характеристик.
Инструкция по заполнению заявок приведена Заказчиком на четырех листах документации. При этом, указанные положения размещены в различных ее частях.
Кроме того, конструкции предложений (требования Заказчика к товарам, характеристикам) имеют схожий вид:
"Цвет: синий, красный, желтый, зеленый.
Цвет синий, черный, голубой или красный.
Цвет красный, голубой, зеленый.
Цвет: красный, голубой, зеленый".
"Материал костюма 98% хлопчатобумажная ткань , 2% - эластан, подкладка 100% - хлопок.
Материал хлопчатобумажная ткань с утеплением 70%, синтетика 30%.
Ткань, 50% хлопок, 50% полиэстер.
Материал хлопчатобумажная ткань: (%) 50/ 70, синтетика".
Как видно Заказчик при описании требований к товарам использует схожие конструкции построения предложений и различные знаки препинания, союзы, символы (наличие "двоеточия", отсутствие "двоеточия", союз "или", знак препинания "запятая"). В зависимости от наличия либо отсутствия конкретного знака препинания (союза, символа) участники торгов должны подготовить заявки на участие различным образом.
Заказчик в ходе заседания Комиссии Ростовского УФАС России не представил обоснования необходимости использования такого подхода при формировании Инструкции по заполнению заявок.
Результаты рассмотрения первых частей заявок (протокол от 14.03.2016 г.) указывают, что требования Заказчика сформированы неоднозначно, в том числе, по причине подготовки ненадлежащей инструкции по заполнению заявок.
Участникам торгов NN 1,2,3,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 (тринадцати из поданных пятнадцати) отказано в допуске к участию в аукционе по причине подачи заявок в нарушение требований Инструкции, в частности, неоднозначного прочтения указанных символов, знаков препинания, союзов.
Ростовское УФАС России указывает, что именно неправомерные действия Заказчика по формированию документации обусловили невозможность Заявителю, участникам торгов однозначным образом определить потребность Заказчика, и, соответственно, должным образом подготовить заявку на участие в аукционе.
На основании изложенного, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Драмарецкой Ю.В необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 Закона.
3. Выдавать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об отмене сформированных протоколов и аннулировании торгов.
4. Оператору электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016