Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 апреля 2016 г. N 44-1257/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГКУ "Северо-Западная Дирекция по строительству реконструкции и реставрации" (далее - Заказчик):
ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7292-ЭП/16 от 30.03.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта объекта федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 10.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0345100000916000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 825 810,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 49 Закон о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на неустановление Заказчиком в извещении о проведении закупки информации о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлено следующее: "Размер обеспечения исполнения контракта 2 947 743,00 рублей. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта в соответствии с конкурсной документацией".
Согласно п. 22 Части II "Информационная карта открытого конкурса" Заказчиком установлено следующее: "Сумма обеспечения исполнения контракта составляет - 30% от начальной (максимальной) цены контракта: 2 947 743,00 рублей. Срок предоставления - предоставляется заказчику участником закупки, с которым заключается государственный контракт, вместе с проектом государственного контракта, подписанным со стороны участника закупки. Порядок предоставления: в течение срока, установленного для заключения контракта участник закупки, с которым заключается контракт представляет обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии, выданной банком или внесения денежных средств на счет заказчика. Способ обеспечения исполнения государственного контракта определяется участником закупки, с которым заключается государственный контракт, самостоятельно", а также указаны реквизиты Заказчика для перечисления денежных средств.
Таким образом, Заказчиком в извещении о закупке и документации о закупке указана вся информация, требование об установлении которой предусмотрено Законом о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба подлежит признанию необоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке срока действия контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, для определения участником закупки срока действия банковской гарантии документация о закупке должна содержать срок действия контракта.
Согласно п. 11.1 Части IV "Проект государственного контракта" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "11.1. Настоящий Контракт считается заключенным со дня его подписания Сторонами и действует до исполнения Сторонами предусмотренных Контрактом обязательств".
Согласно п. 12.1.1 Части IV "Проект государственного контракта" документации о закупке, а также п. 8.2.1.3 Части I документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Срок действия Гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
Согласно п. 12.1.2 Части IV "Проект государственного контракта" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Денежные средства, вносимые в обеспечение исполнения Контракта, должны быть перечислены в размере, установленном в пункте 12.2. настоящего Контракта, на банковский счет, указанный Государственным заказчиком. Срок внесения денежных средств должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 12.2 Части IV "Проект государственного контракта" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Сумма обеспечения исполнения Контракта составляет 2 947 743 (два миллиона девятьсот сорок семь тысяч семьсот сорок три) рубля 00 копеек, что составляет 30 (тридцать) % от начальной (максимальной) цены Контракта".
В соответствии с ч. 4 ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации в независимой гарантии должны быть указаны: дата выдачи, принципал, бенефициар, гарант; основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией; денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения; срок действия гарантии; обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, несоответствие срока действия банковской гарантии требованиям документации о закупке и законодательства о контрактной системе является основанием для отказа в принятии банковской гарантии, представленной победителем закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, участник закупки (победитель), представивший банковскую гарантию, несоответствующую требованиям документации о закупке и законодательству о контрактной системе считается уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Комиссия УФАС установила в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в части отсутствия в документации о закупке срока действия контракта, что не позволяет установить срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
Следовательно, в данной части жалоба подлежит признанию обоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке запретов, ограничений, условий допуска товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики.
Согласно п. 12 Части II документации о закупке: "Запреты, ограничения, условия допуска в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе (применение национального режима при осуществлении закупки): не установлены".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части подлежит признанию обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 14, 42, 45, 49, 54, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной в части доводов: об отсутствии в документации о закупке срока окончания действия контракта; об отсутствии в документации о закупке запретов, ограничений, условий допуска товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 апреля 2016 г. N 44-1257/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2016