Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2016 г. N 44-1201/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик):
ООО "Строй Эксперт" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6850-ЭП/16 от 25.03.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по ремонту здания под размещение многопрофильной клиники (Амбулаторная специализированная клиника) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 20, к. 1 (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 04.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100003416000046. Начальная (максимальная) цена контракта - 171 390 506,01 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке срока окончания действия контракта.
1. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 49 Закон о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, для определения участником закупки срока действия банковской гарантии документация о закупке должна содержать срок действия контракта.
Согласно п. 10.1 Части I документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "СПбГУ в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения".
Согласно п. 10.2.5 Части I документации о закупке банковская гарантия должна содержать: "срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Федерального закона N44-ФЗ".
Согласно п. 7.1 Части IV "Проект контракта" документации о закупке Заказчиком установлено, что контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до исполнения сторонами всех обязательств по контракту, за исключением случаев его досрочного расторжения.
Согласно изменениям N 2 от 14.03.2016 к открытому конкурсу п. 14 части II документации о закупке изложен в следующей редакции: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на два месяца".
Документация о закупке не содержит указания на срок окончания действия контракта, следовательно, невозможно установить срок действия банковской гарантии.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, несоответствие срока действия банковской гарантии требованиям документации о закупке и законодательства о контрактной системе является основанием для отказа в принятии банковской гарантии, представленной победителем закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, участник закупки (победитель), представивший банковскую гарантию, несоответствующую требованиям документации о закупке и законодательству о контрактной системе считается уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Комиссия УФАС установила в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в части отсутствия в документации о закупке срока действия контракта, что не позволяет установить срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте проектной документации не в полном объеме (отсутствие смет).
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Заявителем на заседание Комиссии УФАС не предоставлены документы и доказательства, подтверждающие позицию Заявителя в части отсутствия в составе опубликованной на официальном сайте документации проектной документации в полном объеме.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно пп. 3 п. 25 Части II документации о закупке Заказчиком по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок на участие в конкурсе: "Присвоение баллов по показателю "Функциональные, потребительские свойства товара, используемого при выполнении работ" осуществляется по формуле. При оценке заявок по показателю "Функциональные, потребительские свойства товара" выраженное в количестве показателей товаров с улучшенными показателями функциональных, потребительских свойств товара участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Кпред (составляет 143 показателя товаров), или лучшее присваивается 100 баллов. К показателям товаров, которые могут быть улучшены, установлены требования к максимальным или минимальным значениям. При этом, улучшенными понимаются показатели, значения которых более минимальных значений или менее максимальных значений. Для получения максимального балла по показателю "Функциональные, потребительские свойства товара, используемого при выполнении работ" участник закупки предлагает улучшенные показатели функциональных, потребительских свойств товара. Показатель товара признается улучшенным, если по установленному в Таблице N 1 Технического задания (Часть V настоящей документации) показателю функциональных, потребительских свойств товара участником закупки предложено лучшее по сравнению с другими участниками значение показателя функциональных, потребительских свойств товара".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Таблице 1 Части V документации о закупке, например, по п. 18 "Сталь арматурная 14 мм" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Должна быть горячекатаная, арматурная, периодического профиля класса А-III, диаметр профиля 14 мм. Марка стали 35ГС или 25Г2С или 32Г2Рпс"; по п. 19 "Бетон В25" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Истинная плотность мелкого заполнителя от 2000 до 2800 кг/м3".
Таким образом, согласно Таблице 1 Части V документации о закупке Заказчиком установлены показатели, значения которых не могут изменяться, а также варианты значений.
Документация о закупке не содержит указания на порядок оценки заявок на участие в конкурсе в отношении показателей, которые участник закупки не может указать более минимальных и менее максимальных.
Кроме того, в случае установления в документации о закупке требований к конкретным показателям, выраженных диапазоном значений, показатели, предоставленные участником закупки, значения которых менее максимального и более минимального будут считаться улучшенными. При этом, показатели, представленные участником закупки, могут соответствовать требованиям ГОСТ, однако будут считаться ухудшающими требования Заказчика.
Комиссия УФАС установила, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе в части "Показатель товара признается улучшенным, если по установленному в Таблице N 1 Технического задания (Часть V настоящей документации) показателю функциональных, потребительских свойств товара участником закупки предложено лучшее по сравнению с другими участниками значение показателя функциональных, потребительских свойств товара" носят субъективный характер.
Документация о закупке содержит указание на определение улучшающих показателей, установленных документацией о закупке. Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе и порядок оценки заявок на участие в конкурсе не позволяет определить, какое предложение участника закупки будет являться лучшим по сравнению с другими участниками.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. В данной части жалоба признана обоснованной.
Следовательно, жалоба признана обоснованной частично.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй Эксперт" частично обоснованной в части доводов об установлении порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе; об отсутствии срока окончания действия контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2016 г. N 44-1201/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016