Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2016 г. N 44-4135/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО поселок Тярлево (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Южный специализированный тендерный центр "Развитие" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25894-ЭП/16 от 18.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг специализированной организации в 2017 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.11.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300005516000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 100 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема";
- нарушении антимонопольного законодательства.
Заказчик с доводами жалобы не согласны.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В доводах жалобы Заявитель указывает на установление ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, устанавливающей принципы обеспечения конкуренции, предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона; в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком установлен следующий порядок оценки порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки":
"Коэффициент значимости критерия: 0,6.
По данному показателю оценивается предложение участника о количестве успешно оказанных за период с 01 ноября 2015 года по дату подачи заявки на участие в конкурсе услуг сопоставимого характера, выраженное в количестве контрактов/договоров.
Услугами сопоставимого характера признаются услуги оказанные Специализированной организацией по подготовке, организации и проведению закупок, а также выполнение иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя), включая консультационные услуги, в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для государственных и муниципальных заказчиков.
Под успешным оказанием услуг, понимается отсутствие у участника закупок со стороны Заказчика неустоек (штрафов, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту/договору, предписаний со стороны контролирующих органов, а также отсутствие судебных разбирательств или решений, вынесенных не в пользу участника.
Для подтверждения наличия у участника конкурса количества контрактов/договоров участник заполняет форму "ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА", по форме, установленной в разделе V "ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ" конкурсной документации.
Сведения, указанные в форме "ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА" должны подтверждаться входящими в состав заявки Участника следующими документами: копиями надлежаще исполненных контрактов/договоров и копий актов об оказании услуг к таким контрактам/договорам.
Контракты/договоры, заключение и исполнение которых осуществлено не в период с 01 ноября 2015 года по дату подачи заявки на участие в конкурсе, и/или по которым на момент проведения конкурсной процедуры идут судебные разбирательства, и/или существуют судебные решения принятые не в пользу участника, и/или присутствуют неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту/договору, и/или имеются предписания со стороны контролирующих органов, не будут учитываться при расчете баллов".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование к периоду выполнения работ - с 01.11.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе - не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто оказывал аналогичные услуги в более ранние периоды времени. Установление ограниченного срока может ограничить количество участников закупки, создавая преференции тем участникам, кто оказывал соответствующие услуги только за прошедший год.
Таким образом, в данной части порядок оценки конкурсных заявок установлен Заказчиком в нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 50 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе, заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.
Согласно доводам жалобы Заявителя, документация о закупке содержит необъективные требования к порядку оказания услуг (сокращен срок внесения в документацию о закупке изменений с даты принятия соответствующего решения должностным лицом Заказчика и размещения протоколов заседаний закупочных комиссий по сравнению с положениями Закона о контрактной системе) и возлагает на специализированную организацию часть полномочий единой комиссии Заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона о контрактной системе, для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).
Согласно ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Согласно ч. 6 ст. 39 Закона о контрактной системе, членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что документация о закупке содержит следующее условие: "Экспертиза поступивших заявок на соответствие требованиям закупочной документации, требованиям действующего законодательства. Подготовка экспертного заключения". Следовательно, едина комиссия Заказчика не передает свои полномочия специализированной организации, ограничиваясь возможностью (но не необходимостью) руководствоваться заключениями специалистов по тем или иным вопросам при рассмотрении заявок на участие в закупке.
Доводы Заявителя о сокращении сроков внесения в документацию о закупке изменений с даты принятия соответствующего решения должностным лицом Заказчика и размещения протоколов заседаний закупочных комиссий по сравнению с положениями Закона о контрактной системе не принимается комиссией УФАС, поскольку положения ч. 3 ст. 63, ст. 52, ст. 53, ст. 69 Закона о контрактной системе регулируют порядок размещения информации в Единой Информационной системе непосредственно для должностного лица Заказчика. Установленные документацией о закупке требования так же не нарушают положения Закона о контрактной системе, поскольку не выходят за пределы сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 63, ст. 52, ст. 53, ст. 69 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным, а сама жалоба - частично обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Южный специализированный тендерный центр "Развитие" обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (в части установленного периода выполнения работ сопоставимого характера и объема).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, конкурсной комиссии не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2016 г. N 44-4135/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016