Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2016 г. N 44-4153/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Всероссийский НИИ охраны окружающей среды" (далее - Заказчик):
ООО "АК-Проект" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25729/16 от 16.11.2016) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по разработке научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ по объектам культурного наследия федерального значения "Усадьба Знаменское-Садки, XVIII в.- Главный дом; Конный двор; Парк" по адресу: г. Москва, МКАД 36 км., стр. 1, 3, 4 (извещение N 0373100000216000035) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.10.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0373100000216000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 000 000,00 рублей.
В жалобе ООО "АК-Проект" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Положениями конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
"2.1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
Значимость критерия оценки (%): 50.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,5.
Применяемые показатели данного критерия: качество работ.
Значимость показателя критерия: 100.
Коэффициент значимости показателя критерия- 1.
Порядок оценки показателя: комиссия оценивает сведения, подлежащие представлению участниками закупки для оценки по показателю "качество работ" и содержащие описание порядка выполнения работ по контракту. Указанные сведения представляются участником в составе заявке на бумажном носителе (Приложение к Форме N3).
Отсутствие в составе заявки указанных сведений по показателю "качество работ" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки.
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности порядка выполнения работ (Приложение к Форме N 3), в котором участник указывает методы или способы исполнения обязательств, предусмотренных сметной документацией Технического задания.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "качество работ" определяется в соответствии со следующей шкалой:
Кол-во баллов |
Содержательная проработанность порядка выполнения работ |
100 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в полном объеме, то есть представлено предложения по выполнению работ с указанием методов или способов исполнения всех обязательств, представленных в Техническом задании и разделом требования к составу и содержанию научно-проектной документации Технического задания. Предложения должно содержать текст, рисунки, чертежи и фотографии объекта закупки. Предложение должно содержать конкретные технические характеристики в отношении объекта закупки, а так же эскизный проект объекта закупки (материал, позволяющий оценить проект и сформировать точные требования к дальнейшему проектированию). |
50 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено не полное предложение по выполнению работ с указание методов или способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных в Техническом задании и разделом требования к составу и содержанию научно-проектной документации Технического задания. Предложения может содержать текст, рисунок, чертеж и фотографии. Предложение должно содержать конкретные технические характеристики в отношении объекта закупки. |
10 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено не полное предложение по выполнению работ т.е. без или частичного указания методов или способов исполнения обязательств или не всех обязательств, предусмотренных конкурсной документацией, в том числе представленных в Техническом задании. |
0 |
В составе заявки: - отсутствует предложение о качестве выполнения работ, или - представлено только полностью скопированное Техническое задание, или - представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Подрядчик выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания, или - представлено предложение о качестве выполнения работ в виде измененного Технического задания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных сметной документацией, представленной в Техническом задании. Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "качество работ". |
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю) (пункт 26 Правил оценки).
,
где:
- количество баллов, присуждаемое по критерию (показателю) заявке (предложению) участника закупки;
- значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по критерию (показателю).
n - количество членов комиссии".
При этом стоит отметить, что данный порядок содержит пропорциональную зависимость, между количеством предоставляемой участниками конкурса информации в отношении объекта закупки в части наличия либо отсутствия той или иной информации, но не содержит указаний, позволяющих конкурсной комиссии выявить лучшие условия исполнения контракта с учетом проработанности и детализации, предлагаемых участниками закупки сведений.
Учитывая изложенный выше порядок оценки конкурсных заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" конкурсной комиссии надлежало оценивать наличие в конкурсных заявках тех или иных документов, и для получения максимального количества баллов участникам закупки надлежало представить следующую информацию: "Предложения должно содержать текст, рисунки, чертежи и фотографии объекта закупки. Предложение должно содержать конкретные технические характеристики в отношении объекта закупки, а так же эскизный проект объекта закупки (материал, позволяющий оценить проект и сформировать точные требования к дальнейшему проектированию)".
Конкурсная комиссия Заказчика осуществила оценку заявок на участие в конкурсе (в том числе, на основе вышеуказанного критерия), результаты которой отражены в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 09.11.2016.
При этом согласно данному протоколу конкурсной комиссией Заказчика по показателю "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" заявке Заявителя были присвоены 25 баллов (с учетом значимости показателя). Участнику закупки ООО "Симстройсервис" присвоены 50 баллов (с учетом значимости показателя), что является максимальным количеством баллов по данному показателю.
При этом заявка Заявителя содержит всю информацию, предоставление которой регламентировано конкурсной документацией (порядком оценки) для присвоения заявке максимального количества баллов.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что конкурсная комиссия Заказчика оценила степень проработанности и детализации представленных Заявителем и ООО "Симстройсервис" сведений, сравнивая и сопоставляя заявки между собой.
Применение сравнительного анализа, как и оценка степени детализации и проработанности представляемых к оценке сведений не предусмотрены установленным порядком оценки, следовательно, конкурсная комиссия Заказчика произвела оценку и рассмотрение заявок, которые не основаны на положениях утвержденной документации (порядка оценки).
При установленных обстоятельствах, в действиях конкурсной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении установленного конкурсной документацией порядка оценки заявок участников, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлены следующие обстоятельства.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе.
Частью 1 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Аналогичные условия установлены Заказчиком в п. 3.6.6 раздела 3 "Подготовка заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" части I "Общие условия проведения конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации, а именно:
"Банковская гарантия, выданная участнику закупок банком или иной кредитной организацией для целей обеспечения заявок при проведении конкурсов, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок".
Извещение о проведении рассматриваемой закупки содержит, в том числе, следующую информацию: "Дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 09.11.2016 года до 14:00".
Анализ заявки ООО "Симстройсервис" показал, что в качестве обеспечения заявки им представлена банковская гарантия N БГ-389/16 от 27 октября 2016 года, выданная Акционерным коммерческим банком "СЛАВИЯ" (Акционерным обществом).
Последний абзац данной банковской гарантии содержит следующие условия: "Банковская гарантия является безотзывной, вступает в силу с "27" октября 2016 года и действует по "31" декабря 2016 (включительно). По истечении указанного срока Банковская гарантия утрачивает силу независимо от того, возвращен ли оригинал Банковской гарантии Гаранту или нет".
Таким образом, действие банковской гарантии не соответствует положениям ч. 3 ст. 44 и п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, поскольку срок ее действия составляет менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Учитывая изложенное, представленная участником закупки ООО "Симстройсервис" в качестве обеспечения заявки банковская гарантия не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а также положениям конкурсной документации, следовательно, заявка данного участника подлежит отклонению в соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
В соответствии со сведениями протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 09.11.2016 заявка ООО "Симстройсервис" признана соответствующей требованиям конкурсной документации и допущена к оценке, что свидетельствует о наличии в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АК-Проект" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения ч.ч. 3 и 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2016 г. N 44-4153/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2016