Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2016 г. N 44-4186/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ОП "АВЕНИР" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26336-ЭП/16 от 23.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по физической охране, обеспечению контрольно пропускного режима и сохранности имущества в помещениях структурных подразделений Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (СПб ГКУ "МФЦ") для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 03.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002516000181. Начальная (максимальная) цена контракта - 52 685 199,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Положениями конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по показателю "Опыт оказания услуг, аналогичных предмету конкурса":
"Значение показателя "Опыт оказания услуг, аналогичных предмету конкурса" определяется исходя из заявленных участником сведений о наличии опыта оказания таких услуг.
Значение данного показателя определяется исходя из заявленных участником сведений о количестве контрактов и (или) гражданско-правовых договоров в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона, заключенных и полностью исполненных в период с 01.01.2014 по 30.10.2016, на оказание услуг по физической охране, обеспечению контрольно-пропускного режима и сохранности имущества в зданиях и помещениях, заключенных с заказчиками, определенными в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона, с ценой каждого контракта не менее 60% от начальной (максимальной) цены контракта, заключение которого является предметом настоящего конкурса. Отсутствие у участника контрактов, соответствующих требованиям настоящего абзаца, не является основанием для отклонения заявки такого участника.".
Согласно доводам жалобы Заявитель указал на установление порядка оценки, который не позволяет Заявителю получить максимальное количество баллов по показателю "Опыт оказания услуг, аналогичных предмету конкурса" в связи с отсутствие у Заявителя соответствующего требованиям документации опыта.
Вместе с тем, согласно пп. б) п. 27 Правил Заказчиком в конкурсной документации устанавливает показатель "опыт участника", который является сопоставимым по характеру и объему предмету закупки.
В связи с отсутствием в законодательстве о контрактной системе указания на порядок определения сопоставимого предмету закупки объема, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный Заказчиком в документации о закупке порядок оценки по показателю "Опыт оказания услуг, аналогичных предмету конкурса" не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, конкурс является конкурентным способом закупки, в результате которого победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок, установленным в документации о закупке.
Следовательно, в случае отсутствия возможности у Заявителя получения максимального количества баллов по одному из показателей (критериев), установленных в документации о закупке, обстоятельства, препятствующие получению максимального количества баллов по другим показателям, отсутствуют.
Предоставление документов, подтверждающих наличие опыта у участника закупки по исполнению контрактов сопоставимого характера и объема, не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из показателей оценки, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данный опыт или нет. Следует отметить, что оценке в соответствии с положениями конкурсной документации также подлежит цена контракта по стоимостному критерию и оценка деловой репутации участника конкурса по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлены документы, подтверждающие довод Заявителя о невозможности участия в закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что наличие или отсутствие опыта у участника закупки по исполнению аналогичных предмету закупки контрактов является результатом хозяйственной деятельностью субъекта рынка услуг.
Следовательно, отсутствие у Заявителя опыта, достаточного для получения максимального количества баллов по показателю, не свидетельствует об установлении Заказчиком ограничивающих конкуренцию условий исполнения контракта.
Таким образом, жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 50, 53, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОП "АВЕНИР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2016 г. N 44-4186/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2016