Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 ноября 2016 г. N 44-4170/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО поселок Левашово (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ИП Кондратьева Марка Александровича (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26034/16 от 21.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектной документации на благоустройство территории муниципального образования поселок Левашово (извещение N 0172300012616000013) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного конкурса размещено 01.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300012616000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 985 123,93 рублей.
В жалобе ИП Кондратьев Марк Александрович указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок;
- неправомерных требованиях в части обеспечения исполнения контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Анализ конкурсной документации показал, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Для получения рейтинга заявки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
Дробное значение рейтинга заявки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель "Качество товара (работы, услуги)", раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию. Коэффициент значимости показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" равен 1.
Количество баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", определяется в соответствии со следующей шкалой оценки: 1) отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки - 0 баллов, 2) наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии выполнения работ, используемого оборудования программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов без учета специфики объекта закупки- 10 баллов, 3) наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии выполнения работ, учитывающим все виды выполняемых работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов с учетом специфики объекта закупки - 100 баллов.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по критерию. Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии выполнения работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов по форме "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках объекта закупки" (Приложение N 5 к специальной части). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.
В случае если участником в форме "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках объекта закупки" указано, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии выполнения работ, то в соответствии с настоящей конкурсной документацией участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)". Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов, изложенным в техническом задании, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии выполнения работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов без учета специфики объекта закупки" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, указанные в техническом задании, при этом описание технологии выполнения работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов представлено не по всем видам работ, указанным в техническом задании, или представлено не в полном объеме по одному или более видам работ из указанных в техническом задании, и/или специфика объекта закупки не учтена (специфика объекта закупки устанавливается набором условий, характеристик и требований в отношении технологии выполнения работ, используемого оборудования и программ по проектированию, необходимых трудовых ресурсов. Указанные условия, характеристики и требования содержатся в техническом задании и учитывают характеристики объекта закупки, условия места выполнения работ (оказания услуг), сроки этапов выполнения работ).Описание технологии выполнения работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не учитывает один или более параметр технологии выполнения работ и/или используемого оборудования, и/или программ по проектированию и/или необходимых трудовых ресурсов, установленных техническим заданием.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии выполнения работ, учитывающем все виды выполняемых работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов с учетом специфики объекта закупки" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ указанные в техническом задании, при этом описание технологии выполнения работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам работ, указанным в техническом задании, и специфика объекта закупки учтена (специфика объекта закупки устанавливается набором условий, характеристик и требований в отношении технологии выполнения работ, используемого оборудования и программ по проектированию, необходимых трудовых ресурсов. Указанные условия, характеристики и требования содержатся в техническом задании и учитывают характеристики объекта закупки, условия места выполнения работ (оказания услуг), сроки этапов выполнения работ). Описание технологии выполнения работ, используемого оборудования и программ по проектированию признается представленным в полном объеме, если такое описание учитывает все параметры технологии выполнения работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов, установленных техническим заданием. Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должно быть представлено предложение участника о качественных характеристиках работ по форме "Предложение участника закупки в отношении качественных характеристик объекта закупки", составленное на основе технического задания, содержащее все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, указанных в техническом задании, а также описание выполнения работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по всем видам работ, указанным в техническом задании, с учетом специфики объекта закупки. Виды (наименования) выполняемых работ с описанием технологии производства работ, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать конкурсной документации".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении порядка оценки заявок по показателю "Качество работ".
Таким образом, на момент заседания Комиссии УФАС основания полагать, что установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе - отсутствуют, следовательно, данный довод не находит своего подтверждения.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на незаконные требования Заказчика в части обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 3. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом положениями документации предусмотрены следующие указания:
"В случае если обеспечение исполнения контракта представляется в виде залога денежных средств, участник конкурса, с которым заключается контракт, перечисляет сумму залога денежных средств, указанную в подпункте 1 пункта 6 специальной части, на счет заказчика:
Местная администрация муниципального образования поселок Левашово
Банк получателя: УФК по г. Санкт-Петербургу (Местная администрация МО пос. Левашово, Местная администрация МО пос. Левашово)
р/сч 40302810800003000039
БИК 044030001
Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу".
Таким образом, документация содержит указание на возможность обеспечения исполнения контракта способом, не предусмотренным законодательством о контрактной системе, следовательно, в его действиях усматривается нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
3. Согласно ч.ч. 7 и 8 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений конкурсной документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 53, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кондратьева Марка Александровича обоснованной в части доводов о незаконных требованиях Заказчика к способам обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 ноября 2016 г. N 44-4170/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2016