Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2016 г. N 44-4207/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ лицей N 590 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Неон" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26209-ЭП/16 от 22.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке системы наружного и внутреннего видеонаблюдения в здании ГБОУ лицея N 590 Санкт-Петербурга в 2016 году (извещение N 0372200000316000024) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200000316000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 653 639,00 рублей.
В жалобе ООО "Неон" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки, а именно:
- указании на товарный знак программного обеспечения, без использования слов "или эквивалент";
- указании на конкретные модели процессоров;
- использовании при описании объекта закупки требований к технологиям производства товара;
- использовании нестандартной терминологии при описании требований к товарам;
- несоответствии сметной документации требованиям к товарам.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
1. Первым доводом Заявитель указывает на использование товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент".
Приложение N 1 "Локальный сметный расчет" к Техническому заданию документации содержится условие об использовании при выполнении работ программного обеспечения "LS-Macroskop".
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым указание на товарный знак использовано для обоснования начальной (максимальной) цены контракта и допускает использование аналогичной продукции.
Техническим заданием предусмотрено требование: "Работы, являющиеся предметом аукциона, выполняются в соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта (локальная смета заказчика N1 и N2), являющейся неотъемлемой частью технического задания (приложение N 1 к Техническому заданию) и рабочей документацией на установку системы наружного и внутреннего видеонаблюдения, ШИФР: 44-43/15-ТСОН (приложение N 2 отдельным файлом)".
Также согласно положениям документации об аукционе все содержащиеся в техническом задании и приложений к нему товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент" (аналог). Подрядчик может использовать по письменному согласованию с заказчиком аналогичные материалы (товары), которые соответствуют или превосходят по своим характеристикам материалы (товары), указанные в сметной документации. Эквивалентность (аналогичность) материалов (комплектующих и оборудования) определяется в соответствии с требованиями и показателями, изложенными в соответствующем разделе сметной документации.
Таким образом, документация об аукционе содержит условие об использовании эквивалентного программного обеспечения, только после согласования с Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
2. В отношении товара по позиции 1 "Видеосервер" Заказчиком установлено, в том числе, требование: "Должна поддерживать процессоры IntelCorei7, IntelCorei5".
При этом данное требование не влечет за собой поставку продукции компании Intel, а направлено на совместимость материнской платы с процессорами данного производителя. При этом Заявителем не представлено документальных доказательств того, что совместимость материнской платы с процессорами IntelCorei7, IntelCorei5 влечет невозможность ее корректной работы с процессорами других производителей. Данный довод жалобы признан Комиссией УФАС необоснованным.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки в отношении товара "Кулер видеосервера".
В отношении данного товара Заказчиком установлены следующие требования: "Рассеиваемая мощность должна быть не более 96 (девяносто шесть) ватт, но не менее 95 (девяносто пять) ватт. Радиатор должен быть алюминиевый. Должен иметь не более 1 (один) вентилятор. Должен иметь гидродинамический подшипник вентилятора. Минимальная скорость вращения должна быть не более 901 (девятьсот один) оборотов в минуту, но не менее 898 (восемьсот девяносто восемь) оборотов в минуту. Максимальный воздушный поток должен быть 45,91 (сорок пять целых девяносто одна сотая) CFM. Минимальный уровень шума должен быть не более 17,8 (семнадцать целых восемь десятых) децибел, но не менее 17, 6 (семнадцать целых шесть десятых) децибел. Максимальный уровень шума должен быть не более 33,5 (тридцать три целых пять десятых) децибел, но не менее 33,3 (тридцать три целых три десятых децибел). Регулировка скорости вращения должна быть автоматическая".
Заявитель обжалует соответствие данного описания продукции конкретного производителя, а также использование Заказчиком значений показателей в виде буквенного выражения.
Однако, все буквенные обозначения сопровождают цифровые значения, что не препятствует восприятию указанных требований. Также Заявителем не представлено каких-либо документальных подтверждений соответствия описания данного товара продукции какого-либо конкретного производителя, в связи с чем данный довод жалобы также признан несостоятельным.
4. Четвертым доводом жалобы Заявитель указывает на несоответствие сметной документации и описания требований к товарам.
Техническим заданием предусмотрено требование: "Работы, являющиеся предметом аукциона, выполняются в соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта (локальная смета заказчика N1 и N2), являющейся неотъемлемой частью технического задания (приложение N 1 к Техническому заданию) и рабочей документацией на установку системы наружного и внутреннего видеонаблюдения, ШИФР: 44-43/15-ТСОН (приложение N 2 отдельным файлом)".
В отношении товара по позиции 7 "Кабель-канал" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Высота кабель-канала - не менее 10 и не более 15 мм. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Ширина кабель-канала - не менее 20 и менее 25 мм".
При этом сметной документацией предусмотрено использование следующих товаров: "Кабель-каналы пластмассовые прямые, длиной 2 м: 25х25 мм" и "Кабель-каналы пластмассовые прямые, длиной 2 м: 40х40 мм".
С учетом того, что работы должны быть выполнены, в том числе, в соответствии со сметным расчетом, описание объекта закупки содержит противоречие и не соответствует правилу объективного характера его описания, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неон" обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правила объективного характера описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 44-4166/16 от 28.11.2016.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2016 г. N 44-4207/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016