Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2016 г. N 44-4210/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Интерьер Групп" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
ГБДОУ детский сад N 9 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 26320/16 от 23.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на поставку мебели для нужд Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 9 Выборгского района Санкт-Петербурга в 2016 году (извещение N 0172200004616000097) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 08.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004616000097. Начальная (максимальная) цена контракта 10 531 957,20 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установление ненадлежащей шкалы оценки конкурсных заявок по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса заявка на участие в открытом конкурсе может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В отношении обжалуемого критерия Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показатель: опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема.
Предмет оценки: лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее количество надлежащим образом исполненных контрактов (договоров) по поставке мебели, соответствующих требованиям конкурсной документации (количество объектов-аналогов).
Для подтверждения наличия у участника конкурса опыта по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема участник заполняет форму (формы) "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" (по форме приложения N 4 к тому 2 конкурсной документации). Форма "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" заполняется отдельно на каждый объект-аналог. Сведения, указанные участником закупки в форме "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" (по форме приложения N 4 к тому 2 конкурсной документации)", должны подтверждаться копиями надлежаще исполненных гражданско-правовых договоров и (или) контрактов (далее - контракты) со всеми изменениями и приложениями, а также копиями накладных и (или) копиями актов приемки товара. Представление копий данных документов не является обязательным и не влечет признание заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации. Участник закупки представляет копии надлежаще исполненных контрактов (договоров), накладных и (или) копий актов приемки товара к форме "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема". Для целей расчета баллов по показателю за объект-аналог принимается надлежащим образом исполненный за период с 01 января 2014 по дату завершения подачи заявок на участие в конкурсе контракт по поставке мебели для дошкольных образовательных организаций, в рамках исполнения которого поставлялась мебель для дошкольных учреждений стоимостью не менее половины цены исполненного контракта, с ценой одного исполненного контракта не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт, обязательства по которому полностью исполнены участником конкурса, оплачены заказчиком, отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника конкурса, связанные с контрактом, отсутствуют неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту.
В случае если представленный участником конкурса в подтверждение своего опыта поставки товара контракт (договор) и (или) акт приемки товара, и (или) накладная не подтверждает поставку участником конкурса товара по объекту-аналогу с учетом требований конкурсной документации, и (или) в случае отсутствия в составе заявки участника закупки копий надлежаще исполненных контрактов), заключенных ранее с участником конкурса, и (или) копий актов приемки товара, и (или) копий накладных, или (или) несоответствия указанных документов требованиям конкурсной документации, и (или) отсутствия (не заполнения или заполнения с нарушением требований конкурсной документации) формы "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема", подтверждающих сведения о поставке товара, опыт поставки товара по таким объектам учтен не будет. В случае противоречия между заполненными формой "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" и представленными копиями контрактов (договоров), копиями актов приемки товара и (или) накладных опыт участника конкурса по поставке товара учтен по таким объектам не будет. При выявлении фактов предоставления недостоверной информации конкурсная комиссия будет осуществлять действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Количество баллов, присуждаемых по показателю НЦБiEx1, определяется по формуле:
НЦБiEx1 = КЗ*100*(Ki/Kmax),
где: КЗ - коэффициент значимости показателя.
КЗ = 1;
- предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается (количество объектов-аналогов);
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса (количество объектов-аналогов).
Инструкция по заполнению формы "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема": в графе 1 формы указываются предмет, дата и номер контракта, РНК контракта (при наличии), соответствующие представленной копии контракта; в графе 2 формы указывается информация о заказчике - стороне контракта по представленному объекту-аналогу, содержащая его полное официальное наименование, адрес, контактный телефон; в графе 3 формы указывается информация о поставщике - стороне контракта по представленному объекту-аналогу, содержащая его полное официальное наименование, адрес; в графе 4 формы указывается период поставки товара, содержащий даты начала и окончания поставки, соответствующие представленным копиям контракта и актов приемки товара и (или) накладным; в графе 5 формы указывается цена контракта (на дату заключения) и общая цена контракта (при наличии соглашений об изменении цены контракта); в графе 6 формы указывается общий объем поставленного товара на дату полного исполнения обязательств по контракту и объем поставленной мебели для дошкольных учреждений в рублях, соответствующие представленным копиям актов приемки товара и (или) накладным; в графе 7 формы указываются основные виды (типы) поставленной мебели, соответствующие представленным копиям контракта и актов приемки товара (копиям накладных).
Инструкция по заполнению формы "Конкурсное предложение" в части указания предложения участника конкурса по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показатель "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема"): в пункте 2.2. формы "Конкурсное предложение" участник указывает свое предложение относительно показателя "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема"; участник указывает суммарное количество объектов-аналогов за каждый год в штуках".
Заявитель в доводах жалобы указывает, что наличие опыта по поставке исключительно по поставке мебели для дошкольных образовательных организаций ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Представителем Уполномоченного органа даны пояснения, согласно которым при определении сопоставимого характера и объема Заказчик исходил из положений ГОСТ 20400-2013 "Продукция мебельного производства. Термины и определения" (который устанавливает термины и определения понятий видов мебели и дефектов, возникающих в процессе изготовления), о чем имеется соответствующая сноска в конкурсной документации.
Согласно данному государственному стандарту мебель классифицируется, в том числе, по эксплуатационному назначению на виды, такие как:
- мебель для общественных помещений;
- мебель детская;
- мебель для дошкольных учреждений;
- мебель для молодежи;
- мебель для людей с ограниченными физическими возможностями;
- мебель для общежитий и пр. (всего 25 видов).
В доводах жалобы Заявитель указывает, что опыт по поставке мебели в образовательные учреждения идентичен опыту по поставке мебели в дошкольные учреждения.
Стандартом установлено, что мебелью для учебных заведений является мебель для обустройства (обстановки) учебных помещений общеобразовательных школ, училищ, средних специальных и высших учебных заведений.
В свою очередь мебелью для дошкольных учреждений является мебель детская, предназначенная для обстановки яслей, детских садов, детских домов, домов ребенка и аналогичных учреждений, функциональное назначение и размеры которой соответствуют возрастным особенностям и ростовым характеристикам детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Таким образом, Заказчиком определены критерии сопоставимости характера и объема опыта участников конкурса с учетом специфики объекта закупки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что им проводился мониторинг информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, который подтверждает низкое количество проведенных закупок, отвечающих требованиям документации об аукционе.
Однако Комиссия УФАС не учитывает данные доводы в силу следующих обстоятельств.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено каких-либо документальных подтверждений обоснованности довода. Также положениями конкурсной документации предусмотрено предоставление не только государственных и муниципальных контрактов, а любых исполненных гражданско-правовых договоров и (или) контрактов.
На участие в конкурсе были поданы заявки трех участников.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый Дом "Невский" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2016 г. N 44-4210/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016