Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 8 апреля 2016 г. N 26
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - А.С.Уракчиева-руководителя управления;
- К.А.Бабаева - зам. руководителя управления;
Членов Комиссии - Г.П.Авраховой - зам. руководителя управления - начальника отдела контроля размещения закупок ;
-Р.Х.Туркменовой -главного специалиста-эксперта отдела;
- Ф А.Кубановой - специалиста-эксперта отдела
при участии: представителей РГКУ "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" Байчорова Ш.К., Хапчаева А.Н., (далее-РГКУ "КЧавтодор) ( по доверенности) , Управления КЧР в сфере закупок Текеева М.Х. ( по доверенности) , в отсутствии представителя РОО Содействие защиты гражданских прав "Независимое содружество против коррупции" , -( Заявитель), надлежаще извещен, не явился, при рассмотрении жалобы Заявителя на действия Заказчика и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 06.04.2016г. поступила жалоба от Региональной общественной организации Содействие защиты гражданских прав "Независимое содружество против коррупции (г. Москва) , преренаправленная по принадлежности из ФАС России на действия заказчика - РГКУ "КЧавтодор" при проведении открытого конкурса на разработку проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги "Черкесск-Хабез-подъезд к МЦО "Архыз" км 0+000-км 30+600 и автомобильной дороги "Майкоп-Карачаевск" км 240+000-км 270+000" .
Извещение о проведении открытого конкурса по вышеуказанному предмету размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N 0179200001916000100, начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 596 313.30 рублей.
Конкурсная документация утверждена начальником РГКУ управление "Карачаевочеркесавтодор" Лайпановым А.А., ответственное должностное лицо - Айбазова М.Х.
По мнению Заявителя. Заказчиком, Уполномоченным органом установлена шкала оценки , которая не является шкалой оценки, поскольку не предусматривает никакой объективной зависимости между сведениями, предоставляемыми участниками в заявках и количеством присваиваемых им баллов, что предоставляет Комиссии возможность присвоения баллов по своему усмотрению без каких-либо ограничений, что увеличивает коррупционную составляющую при осуществлении закупки.
Например, по подкритерию 2 "Описание методологии и технологии выполнения работ, в том числе, описание каким образом будут выполняться требования Задания на разработку проектной документации, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов" члены Комиссии могут исключительно по своему усмотрению присваивать баллы от 0 до 50, а по подкритерию 3 "Описание системы по контролю за качеством работ" члены комиссии могут исключительно по своему усмотрению присваивать баллы от 0 до 30.
Конкурсная документация не содержит указания градации баллов по названным показателям и порядка их присвоения, ограничиваясь наличием только минимального и максимального балла по этим показателям. При этом показатели критерия "Качественные , функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями . подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений технического задания о закупке ( в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг , которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки ( названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника) . Однако, отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Члены Комиссии имеют возможность предвзято и необъективно оценивать заявки участников закупки и представлять баллы в широком диапазоне значений с целью получения максимального количества баллов определенному участнику закупки, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона и приводит к возможности осуществления заказчиком и членами комиссии коррупционных действий при определении победителя конкурса.
По второму доводу жалобы Заявитель указывает на следующее. В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ. Услуг . соответственно выполняемых , оказываемых иностранными лицами ( ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В рамках применения специальных экономических мер (ч.2 ст3 Федерального закона от 30.12.2006гш. N 281-ФЗ) установлен запрет на допуск к закупкам работ или услуг , выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.
С 1 января 2016 года запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям: находящимся под юрисдикцией Турции; контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) её гражданами ( п.5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457). Запрет не распространяется на работы( услуги) , выполняемые (оказываемые) по контрактам, которые заключены до 30.12.2015г., в течение всего срока их действия ( примечание у к названному Перечню).
Извещение и конкурсная документация по данной закупке запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержат.
В соответствии с п.8 ч.3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе документация должна содержать , в том числе, сведения, указанные в извещении. Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен п.8 ч.3 ст. 49 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Все вышесказанное ограничивает количество участников закупки. Выявленные нарушения неминуемо приведут к ограничению конкуренции, некачественному выполнению работ и неэффективному расходованию государственных средств.
Представители Заказчика не согласны с доводами жалобы и в возражениях на жалобу пояснили следующее.
Пункт 4 Оценка по критерию "Качественные , функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в подкритериях 2,3 нули кроме первой позиции указаны по технической ошибке. Все баллы, которые указаны в подкритериях 2, 3 необходимо считать без нулей. Жалоба подана не участником закупки и в последний момент, когда у заказчика уже не было никакой возможности исправить техническую ошибку. В оценке всех критериев , по которым оценивается количество баллов для всех участников закупки этот критерий составляет не более 10% от критериев оценки заявок участников закупки.
Комиссия управления, изучив материалы дела, выслушав представителя Заказчика, Уполномоченного органа установила следующее.
1.Согласно доводу Заявителя, не установление в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участи в конкурсе нарушает требование п.9 ч.1.ст.50 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации открытого конкурса установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Нестоимостные критерии оценки - значимость 40%, в том числе:
А) Квалификация участников закупки - 30%
Б) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 10%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" показателем является качество работ, а именно: методология и технология выполнения работ . Максимальное количество баллов - 100.
Оценке подлежит подробное описание проработанности плана выполнения работ: последовательности и порядка выполнения работ, детализация и проработка организационно-технических предложений, обоснованность сроков выполнения отдельных этапов работ, методы и способы выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения работ трудовых и финансовых ресурсов , инженерно-технического персонала и других специалистов.
Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателя "Качество работ". Установлены три подкритерия :
1. Описание организации работ по предмету закупки , в.т.ч. описание общего подхода к выполнению работ, описание ожидаемых результатов выполняемых работ с учетом выполнения всех требований задания на разработку проектной документации. Наличие соответствующих СРО. Предельные величины значимости от 0 до 20 баллов.
2. Описание методологии и технологии выполнения работ, в том числе описание каким образом будут выполняться требования задания на разработку проектной документации, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов. Величины значимости установлены от 0 до 50 баллов.
3. Описание системы по контролю за качеством работ - установлена величина значимости от 0 до 30 баллов.
Проведя анализ приведенной шкалы оценки, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. По второму доводу жалобы, согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства РФ N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.8 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает : условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств , работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия , запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованием п.п.з) п.1) ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе . Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых ими товара, работы, услуги условиям , запретам, ограничениям в случае, если такие условия , запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, Заказчику необходимо было установить запрет в соответствии с Постановлением N 1457 в извещении , документации о закупке, в требованиях к участникам закупки.
Поскольку ни постановлением Правительства РФ N 1457, ни Указом Президента N 583 не установлен конкретный перечень документов , в соответствии с которым возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, таким документом соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии со статьями 14 и пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе возможно предоставление декларации о соответствии вышеуказанным требованиям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении и документации о закупке запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1457 нарушают требования ст. 14, п.1.ч.1.ст. 31, п.8 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонаорушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 99, ч.8 ст.106 Закона N 44-ФЗ
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-55" обоснованной.
2. Признать Заказчика , Уполномоченный орган нарушившими п. 9 ч. 1 ст. 50 , ст.14, п.1 ч.1 ст.31. п.8 ч.3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что по выявленным нарушения выдано предписание от 08.04.2016г. N 7 .
4. Передать материалы жалобы должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии А.С.Уракчиев
Члены Комиссии: К.А.Бабаев
Г.П. Аврахова
Р.Х.Туркменова
Ф.А.Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 8 апреля 2016 г. N 26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016