Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 ноября 2016 г. N 1458
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Дашкова В. А.,
от ООО "Доминант" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Доминант" на действия заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100019416000128 "Ремонт автомобильной дороги А-154 Астрахань - Элиста - Ставрополь км 542+000 - км 553+000".
Заявитель обжалует действия заказчика в части составления документации.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Доминант", Комиссией установлено следующее:
1) Заказчиком в Приложении 3 к документации об аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки, в составе своих заявок на участие в закупке, конкретных показателей результатов испытаний, а именно:
- Асфальтобетонная смесь марки I типа Б: "с величиной остаточной пористости св.2,5% до 5,0%.Зерновой состав смеси, % по массе: Размер зерен, мм, не более: 20 (90-100); 15(80-100); 10 (70-100); 5(50-60); 2,5(38-48); 1,25 (28-37); 0,63(20-28); 0,315 (14-22); 0,16(10-16); 0,071 (6-12). Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть от 14 до 19%. Предел прочности при сжатии при t=50°C не менее 1,3МПа; при t=20°C не менее 2,5МПа; при t=0°C не более 13 МПа. Водостойкость не должна быть менее 0,85. Водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей необходимо не менее 0,75".
- Асфальтобетон щебеночно-мастичный ЩМА-20: "Зерновой состав смеси, % по массе: Размер зерен, мм, мельче: 20 (90-100); 15 (50-70); 10 (25-42); 5 (20-30); 2,5 (15-25); 1,25 (13-24); 0,63 (11-21); 0,315 (9-19), 0,16 (8-15); 0,071 (8-13).Горячий щебеночно-мастичный асфальтобетон должен быть с остаточной пористостью от 2,0% до 4,5%. Пористость минеральной части горячего щебеночно-мастичного асфальтобетона должна быть от 15% до 19%. Предел прочности при сжатии при t=50°C не менее 0,7МПа; при t=20 °C не менее 2,5 МПа. Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения не должна быть менее 0,94. Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при t=50°C необходимо не менее 0,20. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при t=0°C необходимо не менее 3,0 и не более 6,5МПа. Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее 0,75".
- Битум нефтяной дорожный: "Глубина проникновения иглы, 0,1мм: при 25°С: 71-100; при 0°С требуется: не менее 20. Температура размягчения по кольцу и шару требуется, °С, не ниже 47. Растяжимость, см, требуется не менее: при 25°С: 62; при 0°С: 3,7. Температура хрупкости требуется, °С, не выше: -18. Температура вспышки требуется, °С, не ниже: +230. Изменение температуры размягчения после старения требуется, °С, не более: 7. Индекс пенетрации: от -1,0 до +1,0".
- Асфальтобетонная смесь пористая марки II: "с величиной остаточной пористости св.5,0% до 10,0%.Зерновой состав смеси, % по массе: Размер зерен, мм, не более: 40 (90-100); 20 (75-100); 15(64-100); 10 (52-88); 5(40-60); 2,5(28-60); 1,25(16-60); 0,63 (10-60); 0,315 (8-37); 0,16 (5-20); 0,071(2-8). Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей требуется, %, не более 23. Предел прочности при сжатии при температуре 50°C, МПа, не нормируется. Водостойкость требуется, не нормируется. Водостойкость при длительном водонасыщении требуется, не нормируется. Водонасыщение требуется, % по объему св.4,0 до 10,0".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" установлены нарушения положений, норм и требований ч.1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N44-ФЗ.
Следует отметить, что на участие в данном электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, что свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, не позволяющих участникам закупки подать заявку на участие в торгах. Также, по указанным выше основаниям (допущенным заказчиком нарушениям) никто из участников закупки не отклонен.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" на действия заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100019416000128 "Ремонт автомобильной дороги А-154 Астрахань - Элиста - Ставрополь км 542+000 - км 553+000" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" нарушившим требования ч.1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С. И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 ноября 2016 г. N 1458
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2016