Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 ноября 2016 г. N 1457
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Васильева М. Ю., Гавриленко К. В., Крыловой Е. Н.,
от ООО "Медицина ИТ" - Подопригора Н. Б.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Медицина ИТ" на действия заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0221100003016000142 "Оказание услуг по модернизации программного комплекса "Мониторинг, аналитика, планирование обязательного медицинского страхования" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы, документация открытого конкурса не соответствует требованием Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Медицина ИТ" Комиссией установлено следующее:
1) Согласно извещению о проведении конкурса объектом закупки является "Оказание услуг по модернизации программного комплекса "Мониторинг, аналитика, планирование обязательного медицинского страхования" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края".
При этом в данном извещении о закупке указан код ОКПД2 62.02.20.110 "Услуги по планированию и проектированию компьютерных систем", что не соответствует объекту закупки, так как данный код входит в группировку 62.02.20 "Услуги консультативные по вопросам систем и программному обеспечению" (включает: предоставление консультативных услуг или экспертного заключения по вопросам информационных технологий, связанных с системами информационных технологий и программным обеспечением, таких как: консультации по таким вопросам, как требования к программному обеспечению и его закупки, консультации по вопросам безопасности систем) и группировку (выше по иерархии) 62.02 "Услуги консультативные, связанные с компьютерной техникой", тогда как для объекта закупки верным является код ОКПД2 из группировки 62.01 "Продукты программные и услуги по разработке и тестированию программного обеспечения".
Таким образом, заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, на участие в данном электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки (по результатам рассмотрения которых, обе заявки были допущены), что свидетельствует об отсутствии требований в документации, не позволяющих участникам закупки подать заявку на участие в торгах.
2) Согласно пункту 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31,07,1998 N 145-ФЗ "В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.".
Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края является государственным казенным учреждением. Следовательно, заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, так как пункт 4.7. проекта государственного контракта (часть IV конкурсной документации) содержит прямую ссылку на указанные выше положения Бюджетного кодекса. Указанное требования устанавливается в случае, если заказчиком выступает государственное казенное учреждение.
Вместе с тем:
1) Формирование критериев было произведено ТФОМС СК с учетом решения Ставропольского УФАС России от 28.10.2016 по ранее поданной жалобе ООО "Медицина ИТ".
Так, были изменены требования к показателю 1 "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг" критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" к наличию сертификата 1С.
Также внесены изменения в показатель 2 "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Была изменена формулировка "оказанной услугой сопоставимого характера считаются успешно оказанные услуги по информационно-технологическому сопровождению и/или разработке программного обеспечения, предназначенного для формирования (обработки) электронных файлов реестров счетов за оказанную медицинскую помощь" на формулировку "оказанной услугой сопоставимого характера считаются успешно оказанные услуги по информационно-технологическому сопровождению и/или разработке программного обеспечения, предназначенного для упорядочивания финансовых показателей организаций-участников обязательного медицинского страхования и их визуализации, а также создание и ведение электронных журналов обращений медицинских организаций, страховых медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования". Данный показатель критерия не ограничивает участников закупки. Показатель 2 не является единственным показателем для оценки заявок, а не представление документов, подтверждающих "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" не является основанием для отклонения заявки.
2) Заказчик вправе устанавливать любой срок исполнения контракта. Документация позволяет потенциальным участникам в полной мере оценить объём работы и принять решение об участии в процедуре. Предпринимательская деятельность осуществляется субъектами предпринимательской деятельности на свой страх и риск. Таким образом, риск неисполнения в установленные сроки лежит на Исполнителе.
При этом в техническом задании указано, что "работы по модернизации должны проводится на основании требований технического задания на рабочем месте Заказчика (удаленный доступ исключается) и не нарушать функционирование действующего в настоящий момент программного обеспечения, эксплуатируемого в ТФОМС СК".
При этом в законодательстве содержатся несколько определений рабочего места.
Так, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы рабочее место - участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения.
С учетом изложенного, формулировка "рабочее место заказчика" определяет территорию выполнения работ, а не количество компьютеров, которые будут предоставлены исполнителю.
Таким образом, в действиях заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицина ИТ" на действия заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0221100003016000142 "Оказание услуг по модернизации программного комплекса "Мониторинг, аналитика, планирование обязательного медицинского страхования" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края" - частично обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края нарушившим требования ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику, обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя комиссии Е. А. Соколов
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И. Г. Лыков
года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ставропольского края" устранить нарушения требований ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
При заключении контракта:
- исключить из государственного контракта п. 4.7 в соответствии с доводами, указанными в решении.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е. А. Соколов
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 ноября 2016 г. N 1457
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2016