Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 марта 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30.03.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста - эксперта;
ведущего специалиста-эксперта,на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя М (г.Владимир) на действия комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием (совместного) на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова", ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" (N закупки 0128200000116000308), в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" (далее - ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова") (доверенность от 29.03.2016 Nб/н) и (доверенность от 29.03.2016 Nб/н), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность от 11.01.2016 N09), заявителя - (доверенность от 29.03.2016 Nб/н) и (доверенность от 29.03.2016 Nб/н).
29.03.2016 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 30.03.2016.
29.03.2016 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова" (доверенность от 29.03.2016 Nб/н) и (доверенность от 29.03.2016 Nб/н), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность от 11.01.2016 N09), заявителя - ИП Марковой Н.В. (доверенность от 29.03.2016 Nб/н) и (доверенность от 29.03.2016 Nб/н).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП. на действия комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием (совместного) на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова", ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" (N закупки 0128200000116000308).
В свое жалобе заявитель указал, что в документации конкурса с ограниченным участием заказчиком нарушены положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта данной закупки заказчик указывает услугу но организации горячего лечебного питания стационарным больным.
В пункте 34 "Информация и документы входящие в состав заявки на участие в конкурсе" Информационной карты заказчиком установлено "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лога), на право заключить который проводится конкурс на сумму 15*027 243,80 рублей. Подтверждается копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги".
В пункте 38.1 "Количество" Информационной карты указано, что невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, услуг общественного питания"
В пункте 38.3 "Цена за единицу измерения, руб." Информационной карты заказчик указывает цену за единицу измерения горячего лечебного питания.
В техническом задании Приложения N3 к информационной карте заказчик указывает услугу но ежедневному приготовлению и доставке горячего лечебного питания.
Заявитель считает, что описание объекта носит не объективный характер, так как заказчик в документации не дает четкого определения описания объекта закупки.
ИП Маркова Н.В. утверждает, что общественное питание предполагает собой организацию горячего питания по требованию заказчика, который имеет лицензию медучреждения по профилю "диетология", в штате которого состоит врач-диетолог, врач по гигиене питания и диет-сестра. А именно приготовление питания из собственных продуктов исполнителя по предоставленным технологическим картам заказчика, в соответствии с требованием СанПин 2.1.3.2630-10, СанПин 2.3.6.1079-01, СанПин 2.3.2.1324-03 и положений Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации", Приказа Министерства здравоохранения СССР от 10.03.1986 N 333 "Об организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)", Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", с соблюдением требований санитарных норм и правил, а так же стандартов и порядков приготовления, контроля качества и доставки горячего лечебного питания в лечебно-профилактическое учреждение для пациентов.
Лечебное питание изначально предполагает у исполнителя наличие лицензии на организацию именно горячего лечебного питания (приказ от 15.11.2012 г.N920н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю диетология" пункт 7 "Организация диетического питания больных в стационарных условиях во всех медицинских организациях, имеющих круглосуточные койки и койки дневного стационара, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2003 года, регистрационный N 5073) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 624 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2005 года N 7134), от 10 января 2006 года N 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2006 года N 7411) и от 26 апреля 2006 года N 316 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2006 года N 7878)")
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" Приложение N2 "Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей". Дополнительным требованием к участником закупки является наличие опыта исполнении, которое подтверждается ранее исполненными контрактами на оказание услуг общественного питания.
Заказчик осуществляет закупку услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным, а в пункте 34 Информационной карты указывает "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе". В пункте 2.4 Критерии оценки заявок заказчик указывает опыт работы во Владимирской области в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений
Считаем, что заказчик вводит в заблуждения участников конкурса указывая в документации противоречивые сведения (указывая характеристики и общественного питания и лечебного питания)
Заказчик нарушает вышеуказанное постановления, не указывает в пункте 2.4 критериев оценки заявок перечень документов подтверждающих опыт работы исполнителя.
Согласно пункту 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнении работ, оказания услуг).
В пункте 2 Технического задания "Описание требований" документации заказчик указывает наличие врача-диетолога.
ИП Маркова Н.В. считает, что заказчик нарушает данное постановление, так как врач-диетолог и врач по гигиене питания не имеют отношения к оказанию услуг общественного питания и не связаны с предметом контракта.
В соответствии с пунктом 6 Приказа от 15.11.2012 г. N920н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю диетология" врач-диетолог может оказывать специализированную медпомощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использование специальных методов и сложных медицинских технологий, организацию диетического питания".
В соответствии с приложением N1 приказа от 15.11.2012 г.N920н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю диетология" пункт 1: "Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета врача-диетолога, который является структурным подразделением медицинской организации"
Данное требование Заказчиком выставлено необоснованно, так как Врач-диетолог может оказывать медпомощь в стационарных условиях медучреждения
Врач-диетолог на основании выше изложенных документов должен находиться в штате медучреждения Заказчика, а не Исполнителя
Статья 8 пункт 1и пункт 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят __
В обоснование правомерности действий заказчика представители ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова" пояснили следующее.
В приложении 1 к Информационной карте Заказчиком установлены критерии оценки заявок, их содержание и значимость. Одним из таких критериев является обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, в частности, наличие у участника закупки врача-диетолога, работающего более 1 года на предприятии участника закупки, врача по гигиене питания, работающего более 1 года на предприятии участника закупки. Отсутствие врача-диетолога, врача по гигиене питания, работающих на предприятии участника закупки, не лишает его права участвовать в конкурсе.
Конкурсная документация не содержит требование о наличие у участника закупки лицензии, поскольку, согласно Федеральному закону N 99-ФЗ от 04.05.2011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" услуга по организации горячего лечебного питания не является лицензируемым видом деятельности.
Предоставление участником закупки информации об исполненных ранее контрактах отражено в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 09.03.2016г.
Кроме того Заявитель в своей жалобе не указал какие нормы федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были нарушены. Таким образом, действия Заказчика, Конкурсной комиссии являются правомочными, не нарушающими требования законодательства.
На основании вышеизложенного заказчик просит признать жалобу ИП Марковой Н.В. на действия комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу положений пунктов 3,4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации об аукционе устанавливает следующие критерии - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу положений части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3,4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, Комиссия не обладает полномочиями по оценке правомерности результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном открытом конкурсе с ограниченным участием по не стоимостным критериям.
Частями 1 и 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ к участникам закупки установлены единые и дополнительные требования. Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Заказчики не вправе устанавливать иные требования к участникам закупок.
Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными Постановлением N1085 от 28.11.2013 Правительства Российской Федерации.
При формировании критериев оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием заказчику в рамках закона предоставлены полномочия но самостоятельному определению показателей критериев, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, установленные показатели нестоимостного критерия оценки заявок не влекут ограничения круга участников закупки, непредоставление документов, требуемых для подтверждения квалификации участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе целью закупок является повышение эффективности и результативности определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурс с ограниченным участием отнесен к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" определены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющий необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (приложение N 2 к постановлению N 99).
Так согласно пункту 6 приложение N 2 к постановлению N 99 при оказании услуг общественного питания и (или) поставке пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдых детей и их оздоровления, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс.рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Таким образом, закупку услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов (в том числе услуг по организации) горячего питания для медицинских организаций), в случае если начальная (максимальная) цена лота превышает 500 тыс.рублей, заказчик вправе осуществить путем проведения конкурса с ограниченным участием с обязательным установлением дополнительного требованиям, указанного в данном приложении.
Аналогичная позиция содержится в письме Министерства экономического развития РФ от 07.09.2015 года N ОГ-Д28-11704.
Таким образом, по мнению Комиссии, заявитель жалобы не представил достаточные документальные доказательства относительно того, что в конкурсной документации содержатся положения, которые могли бы нарушить чьи-либо права и законные интересы и ограничить количество участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП на действия комиссии и положения документации конкурса с ограниченным участием (совместного) на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова", ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" (N закупки 0128200000116000308) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016