Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 апреля 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 12.04.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Открытого Акционерного общества "Топос-19" на действия комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция объектов ГБУС ВО "Вязниковский дом-интернат" по адресу: Владимирская, область, г. Ковров, ул. Муромская, д. 9а (N0128200000116000294), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика ГБУ ВО "Облстройзаказчик" (далее - заказчик) <_> (доверенность б/н от 23.11.2015 г.), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_> (доверенность N 9 от 11.01.2016), представителей заявителя ОАО "Топос-19" (далее - общество, заявитель) <_> (приказ N16/к от 02.02.2015 г.), <_> (доверенность б/н от 11.04.2016 г.), <_> (доверенность б/н от 11.04.2016 г.), представителя заинтересованного лица ООО "Престиж Строй" <_> (доверенность N5 от 22.03.2016 г.).
11.04.2016 в рамках рассмотрения дела Г 230-04/2016 Комиссией был объявлен перерыв до 12.04.2016.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ОАО "Топос-19" на действия комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция объектов ГБУС ВО "Вязниковский дом-интернат" по адресу: Владимирская, область, г. Ковров, ул. Муромская, д. 9а (N0128200000116000294).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявка общества было отклонена по следующим основаниям:
- заявка не соответствует требованиям извещения (документации: п.15.1 и п.22.2 Инструкции участникам закупок конкурсной документации, п.26.4.1, п.26.5 и п.п. м) п.33 Информационной карты открытого конкурса, ч.1 ст.45 и ч.3 ст.53 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - банковская гарантия не представлена в качестве обеспечения заявки заказчику.
Общество несогласно с решением конкурсной комиссии по следующим основаниям:
В составе заявки ОАО "Топос-19" была предоставлена независимая банковская гарантия N27160305 от 09.03.2016 по условиям которой:
Гарант выдает в пользу Бенефициара безотзывную банковскую гарантию в качестве обеспечения надлежащего исполнения Принципалом обязательств по исполнению своей заявки на участие в конкурсе и обязуется выплатить Бенефициару сумму или часть суммы в пределах 3 777 418,00 (Три миллиона семьсот семьдесят семь тысяч четыреста восемнадцать) рублей 00 копеек, по его письменному требованию, свидетельствующему о том, что Принципал: уклонился или отказался от заключения контракта; не предоставил или предоставил с нарушением условий, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", до заключения контракта Заказчику обеспечение исполнения контракта. Срок обязательства по 06.06.2016.
При этом по тексту указанной гарантии:
Государственный контракт: выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция объектов ГБУСОВО "Вязниковский дом-интернат", по адресу: Владимирская обл., г.Вязники, ул. Южная, д.41 для нужд ГБУ "Облстройзаказчик", на основании извещения о проведении открытого конкурса для закупки N 0128200000116000294;
Гарант: Публичное акционерное общество "Московский Индустриальный банк" - ПАО "МИнБанк"
Принципал: Открытое акционерное общество "ТОПОС-19"
Бенефициар: Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
Указание в независимой банковской гарантии бенефициаром Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, по мнению представителя заявителя, соответствует как конкурсной документации, так и действующему законодательству, так как уполномоченный орган осуществляет значительную часть функций и прав заказчика, в том числе принятие, проверку и оценку обеспечения заявки, а заказчик непосредственно в данных действиях не участвует.
На основании изложенного у Комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области отсутствовали основания для принятия решения об отклонении заявки ОАО "Топос-19", как не соответствующей требованиям извещения\документации.
Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы заявителя пояснил следующее.
В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а также разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а уполномоченный орган Владимирской области:
- Осуществляет подготовку и обеспечивает размещение форм извещения о проведении запроса котировок, извещения о проведении запроса предложений, документации открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, документации об электронном аукционе;
- Обеспечивает организацию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков Владимирской области, заказчиков муниципальных образований и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований;
- Принимает решение о создании комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, производит замену членов комиссии в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок;
- Рассматривает утвержденную заказчиками документацию о закупках в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Закону о контрактной системе в сфере закупок в течении пятнадцати дней со дня ее поступления;
- Осуществляет подготовку извещения о проведении закупок и размещает соответствующую требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок информацию о закупках в единой информационной системе в течении пятнадцати рабочих дней после ее получения от заказчиков;
- Определяет: место, порядок, дату и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупках; место, дату и время проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок;
- Осуществляет размещение в единой информационной системе, на сайтах операторов электронных площадок извещения об осуществлении закупок, документации о закупках, изменений в извещениях об осуществлении закупок, изменений в документацию о закупках, извещений об отмене определения поставщика, разъяснений положений конкурсной документации, документации об электронном аукционе, протоколов, составленных при определении поставщиков, в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе в сфере закупок;
- Принимает и регистрирует заявки участников закупок и передает их комиссии по осуществлению закупок;
- Осуществляет прием и возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, в сроки, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок.
При проведении открытого конкурса, комиссия рассматривает в соответствии со ст. 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявки участников закупки на соответствие их требованиям, указанным в конкурсной документации, а также на соответствие участников закупки, подавших заявки, требованиям, указанным в конкурсной документации, которые предъявляются к участника закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.03.2016 г. N0128200000116000294 были рассмотрены заявки участников открытого конкурса. Заявка участника с порядковым номером 66 не соответствовала требованиям, установленным конкурсной документацией.
Основанием для отклонения заявки является следующее: заявка не соответствует требованиям извещения/документации п.15.1 и п.22.2 Инструкции участникам закупок конкурсной документации п.26.4.1, п.26.5 и п.п. м) п.33 Информационной карты открытого конкурса, ч.1 ст.45 и ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе в сфере закупок - банковская гарантия не представлена в качестве обеспечения заявки заказчику.
Согласно ч.1 ст. 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Так же в соответствии с п.26.5 Информационной карты открытого конкурса определен порядок обеспечения заявки путем предоставления банковской гарантии - согласно ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе в сфере закупок обеспечение заявки на участие в конкурсе участником закупки в виде банковской гарантии принимает заказчик.
Однако, в банковской гарантии, предоставленной ОАО "Топос-19" в составе своей заявки, Бенефициаром был обозначен Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, что нарушает требования конкурсной документации.
Исходя из изложенного, представитель уполномоченного органа считает, что нарушений законодательства при осуществлении данной закупки не допущено.
Представитель заказчика выразил мнение о правомерности действий конкурсной комиссии по отклонению заявки Общества.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.02.2016 г. было размещено извещение о открытого конкурса N0128200000116000294. Наименование объекта закупки: выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция объектов ГБУС ВО "Вязниковский дом-интернат" по адресу: Владимирская, область, г. Ковров, ул. Муромская, д. 9а.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.03.2016 г. N0128200000116000294 заявка общества было отклонена по следующим основаниям:
- заявка не соответствует требованиям извещения (документации: п.15.1 и п.22.2 Инструкции участникам закупок конкурсной документации, п.26.4.1, п.26.5 и п.п. м) п.33 Информационной карты открытого конкурса, ч.1 ст.45 и ч.3 ст.53 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - банковская гарантия не представлена в качестве обеспечения заявки заказчику.
Согласно пункту 26.5 информационной карты конкурсной документации обеспечение заявки на участие в конкурсе в виде банковской гарантии принимает заказчик.
Пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок регламентирует, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии.
Часть 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок устанавливает, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесение в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях: 1)уклонение или отказ участника закупки заключить контракт; 2)непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе в сфере закупок, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
При этом, Закон о контрактной системе регламентирует, что по итогам определения поставщика контракт заключается между победителем закупки и заказчиком.
Учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено признание заказчиком участника закупки уклонившимся в случае не исполнения требований статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение заявки в виде банковской гарантии, предполагает истребование суммы банковской гарантии заказчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, согласно которым обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченные банковской гарантией, возникают перед заказчиком и уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется в отношении заказчика.
Изучив заявку Общества Комиссия установила, что в банковской гарантии, представленной обществом в составе своей заявки, Бенефициаром обозначен департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
Следовательно, заявка общества не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
Таким образом, конкурсная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно приняла решение об отклонении заявки ОАО "Топос-19" как не соответствующей требованиям извещения о проведении открытого конкурса и Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать Открытого Акционерного общества "Топос-19" на действия комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция объектов ГБУС ВО "Вязниковский дом-интернат" по адресу: Владимирская, область, г. Ковров, ул. Муромская, д. 9а (N0128200000116000294), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2016