Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 ноября 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2016 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП Краснова Алексея Васильевича (г.Иваново) на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку, установку и подключение навигационного оборудования (ГЛОНАСС) (извещение N 0828300001216000164), в открытом заседании, в присутствии представителя муниципального заказчика МКУ "Управление административными зданиями и автохозяйством администрации Судогодского района" (доверенность N б\н от 22.11.2016), уполномоченного органа МКУ "Центр бухгалтерского обслуживания и муниципального заказа" (доверенность N б\н от 21.11.2016), заявителя ИП К
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 888-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП К (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку, установку и подключение навигационного оборудования (ГЛОНАСС) (извещение N 0828300001216000164).
По мнению заявителя, Приложение N 1 к информационной карте указанного электронного аукциона содержит чрезмерные требования к техническим характеристикам поставляемого оборудования. В частности по позиции "Абонентский терминал" все указанные в техническом задании параметры полностью соответствуют техническим параметрам абонентского телематического ГЛОНАСС/GPS/GSM терминала спутникового мониторинга транспорта STAB Mini 20 производства "СпейсТим", что подтверждается техническими параметрами данного терминала, информация о которых получена на официальном сайте производителя.
По позиции "Датчик уровня топлива" заказчиком установлены избыточные требования по параметрам "Цифровые интерфейсы для обмена данными с абонентским терминалом RS-232; RS-485-RS-232", "Минимальное напряжение питания не более 7 В", "Максимальное напряжение питания не менее 50 В", "Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги IP69K".
Заявитель считает, что в силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Указанные же заказчиком параметры закупаемого оборудования ограничивают права и законные интересы ИП Кв сфере предпринимательской деятельности.
В силу изложенного, заявитель просит признать аукционную документацию несоответствующей требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обязать заказчика, уполномоченный орган привести документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование правомерности действий муниципального заказчика представитель муниципального заказчика заявил следующее.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, заказчик, утверждая документацию, должен установить требования к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом допускается детализирование объекта закупок.
Необходимо отметить, что законодательством не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничение конкуренции.
Пункта 17 Информационной карты электронного аукциона "Описания объекта закупки согласно статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ" составлен на основании требований предъявляемых заказчиком к объектам закупки.
Приложение N 1 к информационной карте "Техническое задание" никоим образом не противоречит пункту 17 Информационной карты. Объектами закупки являются абонентский терминал (13 шт.) и датчик уровня топлива (5 шт.). К каждому виду оборудования предъявляются свои требования, и они не связаны между собой напрямую. Установленные требования к поставляемому оборудованию обусловлены объективными потребностями заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок N 44-ФЗ и иных нормативных актов.
Кроме того, ИП Краснов А.В. не является производителем поставляемого товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, при этом, очевидно, что он не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным заказчиком. Техническое задание по заявленному типу товара формировалось на основании, имеющихся на российском рынке предложений возможных поставщиков, в которых содержатся сведения о комплектах оборудования, соответствующего требованиям заказчика.
На основании изложенного, представитель муниципального заказчика просит признать жалобу ИП Краснова А.В. необоснованной в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа также пояснил, что установленные в аукционной документации технические характеристики сформированы исходя из потребностей заказчика в соответствующих товарах и являются достаточными для определения заказчиком соответствия поставляемого товара требованиям аукционной документации.
Кроме того, на участие в электронном аукционе были поданы три заявки, две из которых были отклонены из-за несоответствия требованиям аукционной документации.
Таким образом, представитель уполномоченного органа считает, что нарушений законодательства при размещении данной закупки не допущено, и жалоба ИП Краснова А.В. удовлетворению не подлежит.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на поставку, установку и подключение навигационного оборудования (ГЛОНАСС) нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП К (г.Иваново) на положения документации электронного аукциона на поставку, установку и подключение навигационного оборудования (ГЛОНАСС) (извещение N 0828300001216000164) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2016