Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 марта 2016 г. N КС-68/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседания Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии: |
М.В. Мельникова
Ю.К. Быстровой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
с участием представителей: заказчика - ФГБУ ДПС "Теремок" Минздрава РФ (далее - Заказчик)
ООО "АВК" (далее - Заявитель) |
Г.И. Беспаловой
А.В. Крылова Е.В. Ярулиной |
представителя по доверенности;
представителя по доверенности; представителя по доверенности; |
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок (извещение N 0335100009616000006) на утилизацию медицинских отходов (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 23.03.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
15.03.2016 Заявителем подана заявка на участие в Запросе котировок, порядковый номер заявки 22. Решением комиссии Заказчика заявка Заявителя была признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, было принято решение заключить договор в соответствии с предложением Заявителя после представления лицензии и выписки из ЕГРЮЛ.
Все необходимые документы были представлены Заказчику, который принял решение об отказе от заключения контракта на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, посчитав представленные сведения о наличии лицензий недостоверными.
Заявитель полагает, что в связи с представлением Участником всех документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, протокол отказа от заключения контракта является неправомерным. Действия Заказчика нарушают требования части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации Запроса котировок утилизации (обезвреживанию) подлежат: отходы класса "А" и "Б" материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями:
- одноразовые шприцы;
- иглы одноразовых шприцов.
Согласно пункту 1 части 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуги, в соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе. В приложении "Порядок подачи заявки котировка 44 фз" к извещению также был установлен исчерпывающий перечь документов, которые должны быть представлены участниками закупки. Так, Заказчиком в пункте "Единые требования к участникам закупки" установлено следующее требование: "наличие лицензии, подтверждающей право участника запроса котировок осуществлять централизованный сбор, транспортировку и термическое уничтожение медицинских отходов".
В настоящий момент действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Так как требования Закона N89-ФЗ не распространяются на медицинские отходы, то не представляется возможным классифицировать медицинские отходы по статье 4.1 названного закона.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ, Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Правительством Российской Федерации утверждены Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (постановление Правительства Российской Федерации от
04.07.2012 N 681). Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности А, Б, В, Г и Д.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Соответственно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам. Перечень медицинских организаций утвержден приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций".
На основании части 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов в пункте 2.1.: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению медицинских отходов не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Заявитель полагает, что Заказчик нарушил принцип обеспечения конкуренции, изложенный в статье 6 Закона о контрактной систем, установив необоснованные ограничение доступа к участию, в виде необоснованного требования несуществующей лицензии.
Отношения между заказчиком, подрядчиком и субподрядчиком регулируются параграфом 1 главы 37 ГК РФ.
В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не следует обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик будет выступать в роли генерального подрядчика.
Как указано в пункте 3 статьи 706 ГК РФ, генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
При этом ГК РФ также никоим образом не ограничивает объем работ, которые могут быть переданы на выполнение генеральным подрядчиком субподрядчикам.
Таким образом, если иное не предусмотрено документацией о закупках и самим контрактом, подрядчик вправе поручить выполнение какого угодно объема работ третьим лицам (субподрядчикам), оставаясь при этом ответственным перед заказчиком за исполнение обязательств по контракту. ООО "АВК" были представлены документы, подтверждающие наличие договорных отношений, с организациями, которые могли быть привлечены к исполнению договора в качестве субподрядчиков.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчиком установлено требование о наличии лицензии, подтверждающей право участника запроса котировок осуществлять централизованный сбор, транспортировку и термическое уничтожение медицинских отходов.
Данное требование установлено в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Лицензированию подлежит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
- класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО);
- класс Б - эпидемиологически опасные отходы;
- класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности;
- класс Д - радиоактивные отходы.
__________________________________________________
Класс опасности |
Характеристика морфологического состава |
|
Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) |
Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических |
|
Класс Б (эпидемиологически опасные отходы) |
Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патолого- анатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию |
Статьей 9 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.07.2016. После 01.07.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
07.03.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 46 874,25 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно разделу "Порядок подачи заявки на оказание услуг утилизации медицинских отходов в 2016 году" к участнику закупки предъявляется, в том числе, следующее требование: "наличие лицензии, подтверждающей право участника запроса котировок осуществлять централизованный сбор, транспортировку и термическое уничтожение медицинских отходов".
Форма заявки на участие в Запросе котировок также содержит следующую информацию: "_участник декларирует свое соответствие следующим требованиям:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие лицензии, подтверждающей право участника запроса котировок осуществлять централизованный сбор, транспортировку и термическое уничтожение медицинских отходов".
В заявке ООО "АВК" на участие в Запросе котировок содержится следующая информация: "_настоящей заявкой ООО "АВК" декларирует свое соответствие следующим требованиям:
2) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие лицензии, подтверждающей право участника запроса котировок осуществлять централизованный сбор, транспортировку и термическое уничтожение медицинских отходов".
В ходе заседания Комиссии установлено, что ООО "АВК" для заключения контракта по итогам Запроса котировок представило следующие договоры:
- договор на оказание услуг по приему на обезвреживание медицинских отходов класса А и В от 10.02.2016 N 257/о, заключенный между ООО "АВК" и ГП КО "ЕССО";
- договор об оказании услуг по сбору, транспортировке медицинских отходов класса Б, В, частично Г от 01.02.2016 N 01, заключенный между ООО "АВК" и ООО "Золотой ресурс".
ООО "АВК" также представлены следующие лицензии:
- лицензия на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, выданная ГП КО "ЕССО" (серия 39 N 00041 от 28.09.2012);
- лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданная ООО "Золотой ресурс" (N 39-00060 от 05.02.2016).
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) указанной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
18.03.2016 комиссией Заказчика принято решение об отказе от заключения контракта по итогам Запроса котировок с ООО "АВК" по причине того, что Заявителем в заявке на участие в Запросе котировок представлена недостоверная информация (наличие у ООО "АВК" лицензии, подтверждающей право участника запроса котировок осуществлять централизованный сбор, транспортировку и термическое уничтожение медицинских отходов).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что действия Заказчика при заключении контракта по итогам Запроса котировок соответствуют нормам Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания. Так, утверждены следующие критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания:
1. критерием опасности медицинских отходов класса А является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
2. критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
3. критерием опасности медицинских отходов класса В является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности;
4. критерием опасности медицинских отходов класса Г является наличие в их составе токсичных веществ;
5. критерием опасности медицинских отходов класса Д является содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10, предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Согласно пункту 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Класс опасности |
Характеристика морфологического состава |
Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) |
Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических. |
Класс Б (эпидемиологически опасные отходы) |
Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию. |
Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) |
Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности. |
|
Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза. |
Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности) |
Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие. |
Класс Д Радиоактивные отходы |
Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности. |
На основании части 3 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сбор и утилизация отходов регламентированы пунктами 4.6.- 4.19. СанПиН 2.1.7.2790-10.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению медицинских отходов классов А и Б не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 указанной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление Заказчиком требования о декларировании наличия лицензии, подтверждающей право участника запроса котировок осуществлять централизованный сбор, транспортировку и термическое уничтожение медицинских отходов не соответствует пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 4.1.1. проекта гражданско-правого договора на утилизацию медицинских отходов (класс А, Б) для нужд ФГБУ ДПНС "Теремок" в 2016 году исполнитель обязуется оказать услуги своими силами в соотвествии с техническим заданием Заказчика и в срок, указанный заказчиком и установленный в пункте 3.5. данного договора.
Нормы Закона о контрактной систем не предусматривают обязанность заказчика по включению в документацию по закупке обязательного условия о привлечении субподрядной организации для оказания услуг.
Таким образом, действия Заказчика в данной части соответствуют нормам Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОО "АВК" необоснованной
2. Признать Заказчика - ФГБУ ДПС "Теремок" Минздрава РФ" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 марта 2016 г. N КС-68/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016