Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 8 апреля 2016 г. N КС-82/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
с участием представителей: Уполномоченного органа - Комитета экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград"
Заказчика - МКУ "УКС" городского округа "Город Калининград" |
М.А.Кириенко
И.А. Дремлюк
|
представителя по доверенности;
представителя по доверенности;
|
в отсутствие представителей ООО "СТРОЙИНВЕСТ" - о времени и месте проведения заседания Комиссии уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" городского округа "Город Калининград" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса (извещение N 0335300000216000038) на закупку работ по инженерным изысканиям и разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство общеобразовательной школы по ул. Рассветной в г. Калининграде" (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 04.04.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании конкурсной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в проекте муниципального контракта конкурсной документации отсутствуют формулы расчета пени и порядка расчета пени, что не является надлежащим исполнением обязанности по установлению размеров взыскиваемых пени.
Как следует из пункта 1.2 проекта муниципального контракта конкурсной документации действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения сторонами своих обязательств (окончание действия контракта).
При таких условиях, по мнению Заявителя, окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта, следовательно, Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, что является нарушением ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Проектом контракта, в нарушение ст. 37 Закона о контрактной системе, предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Вышеуказанные действия Заказчика, по мнению Заявителя, нарушают требования Закона о контрактной системе и нарушают права и законные интересы Заявителя.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Более того, ООО "СТРОЙИНВЕСТ" не представило доказательств и доводов того, что нарушены его права, а также то, что в дальнейшем возможно наступление негативных последствий для ООО "СТРОЙИНВЕСТ".
На основания вышеизложенного, Заказчик считает жалобу необоснованной, а действия Заказчика соответствующими действующему законодательству.
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
02.03.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0335300000216000038 о проведении Конкурса, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 458 000,00 рублей.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Порядок определения фиксированного размера штрафа, а также размера пени установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила), согласно которым:
- размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения;
- пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Из анализа конкурсной документации следует, что в раздел IV "Проект контракта" конкурсной документации (далее - Проект контракта) в соответствии с частями 4 - 8 статьи 34 Закона о контрактной системе включены обязательные условия об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе о размере пени, подлежащей взысканию с подрядчика, со ссылкой на указанные Правила.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не установлена обязанность включения в контракт размера пени путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в вышеназванных Правилах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в части целесообразности включения в Проект контракта формулы расчета пени.
2. Довод жалобы о том, что из положений Проекта контракта невозможно установить срок его действия, также признается необоснованным по следующим основаниям.
Из статьи 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой срок может определяться календарной датой или истечением периода времени, который может исчисляться годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу ч. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В пункте 11.3.1. Проекта контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 35 (тридцать пять) календарных дней (без учета гарантийных обязательств).
В пункте 12.1. Проекта контракта указано, что он вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
Согласно пунктам 1.1 и 4.6 Проекта контракта обязательством подрядчика является выполнение в срок, установленный контрактом, работ по инженерным изысканиям и разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство общеобразовательной школы по ул. Рассветной в г. Калининграде" и передача Муниципальному заказчику проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы и заключение о достоверности (положительное заключение) определения сметной стоимости объекта капитального строительства, а также рабочей документации, а обязательством Муниципального заказчика является приемка и оплата выполненных работ.
Сроки выполнения работ указаны в разделе 3 Проекта контракта и составляют 90 календарных дней со дня подписания контракта и, согласно графику выполнения работ, включают срок проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, в том числе устранение замечаний государственной экспертизы, получения положительного заключения и проверки достоверности сметной стоимости объекта.
Срок окончательной приемки выполненных работ (подписания акта сдачи-приемки выполненных работ) определён пунктом 6.11 проекта контракта и составляет 5 рабочих дней после получения от Подрядчика документации.
Срок окончательной оплаты выполненных работ установлен пунктом 4.6.3 проекта контракта и составляет 10 (десять) дней после подписания Муниципальным заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 13.2 раздела I конкурсной документации окончательной датой рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе является 15.04.2016.
Согласно части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания.
Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, регламентированные сроки, указанные в конкурсной документации, позволяют с учетом требований статьи 190 ГК РФ определить срок действия контракта и срок действия банковской гарантии.
3. Статьей 37 Закона о контрактной системе установлен порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Требования ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе предусматривают возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки только в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена превышает пятнадцать миллионов рублей.
В соответствии с п. 11.2.1 Проекта контракта в случае предложения участником закупки, с которым заключается контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере: 6 956 100 (шесть миллионов девятьсот пятьдесят шесть тысяч сто) рублей 00 копеек, что в полтора раза превышает размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 11.2 настоящего контракта (в случае, если в составе заявки Подрядчика на участие в конкурсе отсутствовали документы, подтверждающие добросовестность Подрядчика).
Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения и требования к такому обеспечению установлены в п. 10 Извещения о проведении открытого конкурса и п.п. 19.1, 19.2 Раздела I "Сведения о проводимом открытом конкурсе" конкурсной документации, согласно которым если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта.
Разделом I конкурсной документации предусмотрено правило, согласно которому "в случае возникновения противоречий между положениями конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса применяются положения извещения о проведении конкурса".
Извещением о проведении открытого конкурса (п. 10 извещения) не предусмотрена возможность предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, в случае снижения цены контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, информации, подтверждающей его добросовестность.
В связи с чем, указанные в пункте 11.2.1 Проекта контракта положения противоречат положениям, указанным в извещении, и не подлежат применению.
В данной связи доводы жалобы в этой части признаются необоснованными.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 8 апреля 2016 г. N КС-82/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016