Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 апреля 2016 г. N 06-10/16-71
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председателя Комиссии Мурманского УФАС: Калитиной Н.А. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
членов Комиссии Мурманского УФАС:
Ворониной К.Ф - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения - Уполномоченный орган) - Коминой Д.А. (доверенность от 18.01.2016 года N1/16),
представителей Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница" (далее по тексту решения - ГОБУЗ "Кандалакшская ЦРБ")- Ивановой Л.А.(по доверенности от 31.03.2016 года N1933), Летягиной М.В. (по доверенности от 31.03.2016 года N1932),
представителей Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (далее по тексту решения - ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина") - Фрибус В.В. (по доверенности от 29.03.2016 года б/н), Ивановой Е.Б. (по доверенности от 29.03.2016 года б/н),
без участия общества с ограниченной ответственностью "Медика", должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медика" (далее по тексту решения - ООО "Медика", Общество, Заявитель) на действия заказчиков при проведении электронного аукциона "Право заключения гражданско-правовых договоров на поставку дезинфицирующего средства (1) для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области", реестровый номер закупки: 0149200002316000684 (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 25 марта 2016 года обратилось ООО "Медика" с жалобой на действия заказчиков при проведении Электронного аукциона.
Из существа жалобы следует, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно: в техническом задании документации об Электронном аукционе одним из требований, установленных к закупаемому товару, является: "Совместимость с эндоскопами Olympus, Pentax, Fujinon, согласно СП 3.1.3263-15 (п.7.2) "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах"; с моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX, AER, подтвержденная инструкцией производителя аппаратов".
Заявитель указывает, что требование о совместимости моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX, AER, подтвержденной инструкцией производителя аппаратов является ограничением количества участников закупки.
Кроме того, включение требования о совместимости не соответствует реальным потребностям заказчиков, так как вышеуказанный аппарат имеется в наличие не у всех заказчиков, участвующих в совместной закупке.
Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчикам предписание об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 11 часов 30 минут 01 апреля 2016 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, пояснения ГОБУЗ "Кандалакшская ЦРБ", ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина", Уполномоченного органа, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 10 марта 2016 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликованы извещение о проведении Электронного аукциона и аукционная документация.
Организация, осуществляющая закупку: Комитет государственных закупок Мурманской области
Заказчики: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной противотуберкулезный диспансер",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Ловозерская центральная районная больница",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кольская центральная районная больница",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Печенгская центральная районная больница",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская объединенная медсанчасть "Севрыба",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская поликлиника N5",
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница".
Наименование объекта закупки: право заключения гражданско-правовых договоров на поставку дезинфицирующего средства (1) для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 298 153.96 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В пункте 3 раздела 2 тома 2 документации об Электронном аукционе заказчиками установлены требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара - дезинфицирующего средства, в виде таблицы.
Так в графе "Показатель (характеристика) товара" заказчиками указано: "Совместимость с эндоскопами Olympus, Pentax, Fujinon, согласно СП 3.1.3263-15 (п.7.2) "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах"; с моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX, AER подтвержденная инструкцией производителя аппаратов". В графе "Значение показателя (характеристики) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющего определить соответствие потребностям заказчика" установлено: "наличие".
В соответствии с пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3263-15 (далее по тексту решения - СП 3.1.3263-15), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.06.2015 N 20, при обработке эндоскопов и прочих медицинских изделий в составе эндоскопических и эндохирургических комплексов (систем), а также инструментов к эндоскопам должны использоваться изделия медицинской техники (стерилизаторы, моющие машины, МДМ, ультразвуковые очистители и другие), моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению для этих целей в Российской Федерации.
Согласно пункту 7.2 СП 3.1.3263-15 при выборе средств очистки, дезинфекции (в том числе ДВУ), а также средств и методов стерилизации должны учитываться рекомендации изготовителей эндоскопов и инструментов к ним, касающиеся воздействия конкретного средства (стерилизующего агента) на материалы этих медицинских изделий.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 (далее по тексту решения - СП 3.5.1378-03), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.ОНИЩЕНКО 07.06.2003, определено понятие дезинфицирующего (стерилизующего) агента - действующее начало, обеспечивающее дезинфекцию (стерилизацию).
Дезинфицирующее (стерилизующее) средство - физическое или химическое средство, включающее дезинфицирующий (стерилизующий) агент - действующее вещество (ДВ) (СП 3.5.1378-03).
Таким образом, одним потребительских свойств товара (дезинфицирующего средства) является его действующее вещество.
Следовательно, одним из показателей товара, указывающего на соответствие потребности заказчиков, будет являться указание участником Электронного аукциона действующего вещества, которое входит в состав дезинфицирующего средства.
Заказчиками в техническом задании аукционной документации указаны требования к действующему веществу - ортофталевый альдегид.
В ходе заседания представители ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина" - координатора деятельности, наделенного полномочиями по организации и подготовке и направления в уполномоченный орган для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с потребностями медицинских организаций (заказчиков), пояснили, что по состоянию на 2016 год моечно-дезинфициующие аппараты Endoclnes NSX, AER имеются у следующих заказчиков:
- Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи",
- Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной противотуберкулезный диспансер",
- Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница".
Следовательно, учитывая, что у остальных заказчиков данное оборудование отсутствует, Комиссия Мурманского УФАС считает, что данные заказчики неправомерно потребовали от участника Электронного аукциона наличие совместимости дезинфицирующего средства с моечно-дезинфицирующим аппаратом Endoclnes NSX, AER.
При таких обстоятельствах Комиссия Мурманского УФАС считает, что описание объекта закупки необъективно.
Заказчики признаются нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной закупке.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Медика" на действия заказчиков по результатам проведения электронного аукциона "Право заключения гражданско-правовых договоров на поставку дезинфицирующего средства (1) для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области" признать обоснованной.
2. Признать заказчиков нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикам, Комитету государственных закупок Мурманской области, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС: Н.А. Калитина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 апреля 2016 г. N 06-10/16-71
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016