Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стэмп-Сервис" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию здания муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей "Мотовилиха" г.Перми. (изв. N 0356300091216000039),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300091216000039 МКУ "Управление технического заказчика" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию здания муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей "Мотовилиха" г.Перми.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 18.03.2016 г., подателю жалобы отказано в допуске к участию в открытом конкурсе, поскольку в составе заявки не представлены документы, а именно, копия свидетельства СРО, включающего виды работ, являющиеся предметом открытого конкурса, для выполнения работ: 1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий.
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (ч.2 ст.53 Закона о закупках).
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с Разделом 5 документации о закупке заявка должна содержать документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:- копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающего виды работ, являющиеся предметом открытого конкурса, для выполнения работ:
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий 1.1. Создание опорных геодезических сетей.
1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами.
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений.
1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений.
6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка 2. Работы по подготовке архитектурных решений
3. Работы по подготовке конструктивных решений
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения 4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации 4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами 9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения.
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Поскольку в представленном в составе заявки свидетельстве СРО отсутствовали виды работ 1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий, в действиях Конкурсной комиссии, рассматривающей заявки исключительно на соответствие требованиям, установленным Заказчиком, нарушений требований Закона о закупк4ах не может быть установлено.
Единые требования к участникам закупки обозначены в ч.1 ст.31 Закона о закупках. В частности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.п. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч.5 ст.51 Закона о закупках).
Как указано выше, Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки, в том числе, допусков на выполнение работ в составе инженерно-геодезических изысканий.
Согласно ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. N14-ФЗ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В документации о закупке (п.4.4.1 проекта контракта) установлено право Исполнителя привлекать субподрядчиков (соисполнителей), имеющих выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 624.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С учетом наличия функциональной и технологической связи проектных и изыскательских работ объединение в один лот указанных двух видов работ действующему законодательству не противоречит.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации, Приказом N 624 от 30.12.2009 утвердившее Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанные в аукционной документации виды работ содержатся в названном перечне.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Часть 5 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Следовательно, выполнение работ по проектированию всегда предполагает деятельность по организации работ по подготовке проектной документации и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации работ по подготовке проектной документации.
Согласно ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий; в этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
То есть работы по инженерным изысканиям, выполняемым на этапе архитектурно-строительного проектирования, организуются и контролируются лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Названные работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) поименованы в п. 13 перечня, утвержденного Приказом N 624.
Из анализа приведенных норм следует, что для выполнения проектно-изыскательских работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны обладать свидетельством СРО на допуск к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), причем вне зависимости от того, будут они выполнить работы самостоятельно либо с привлечением к выполнению работ субподрядчиков, обладающих необходимыми допусками СРО к перечисленным выше работам.
Кроме того, Комиссия отмечает, что такое свидетельство обеспечивает право проектной организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) привлекать для выполнения инженерных изысканий третьих лиц (субподрядчиков) и является достаточным для заключения с таким участником договора на выполнение проектно-изыскательских работ.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушены положения п.4 ч.1 ст.50, ч.5 ст.51 Закона о закупках.
Довод о том, что в разъяснениях положений конкурсной документации Заказчик указывал на то обстоятельство, что в случае отсутствия допусков ко всем видам, но при наличии п.13 участие в закупке возможно, не может быть принят во внимание, поскольку Конкурсная комиссия, как указано выше, рассматривает заявки на соответствие требованиям конкурсной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стэмп-Сервис" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию здания муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей "Мотовилиха" г.Перми. (изв. N 0356300091216000039) необоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Управление технического заказчика" нарушение п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях МКУ "Управление технического заказчика" нарушение ч.5 ст.51 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4.Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "Пермоблпроект" (вх. N 003867-16 от 22.03.2016 г.).
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016