Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Камелия" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии, при проведении электронного аукциона N 0856300003115000074 на строительство Учительского дома по адресу: Пермский край, Чусовской район, п. Селянка, ул. Школьная, д. 48,
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300003115000074 МКУ "УКС Чусовского муниципального района" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на строительство Учительского дома по адресу: Пермский край, Чусовской район, п. Селянка, ул. Школьная, д. 48.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке, подателю жалобы отказано в допуске к участию в закупке виду непредставления информации, несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (Раздел 8).
В указанном разделе содержится информация о том, что требования к материалам размещены отдельным файлом в формате pdf.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в Приложении к документации о закупке "Показатели товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг".
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации (в том числе, с учетом положений инструкции по заполнению заявки), участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении к документации о закупке.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что основания для отказа в допуске к участию в закупке, отраженные в протоколе рассмотрения заявок, нашли свое подтверждение.
Так, в Приложении к документации о закупке установлено требование к уголку стальному равнополочному ГОСТ 8509-93, в частности, предельные отклонения по толщине полки, мм - от +0,3 до -0,5, предельные отклонения по ширине полки, мм - от +1,5 до - 1,5.
В заявке подателя жалобы в спорной части указаны следующие показатели: от +0,2 до -0,4, от + 1,0 до -1,0 соответственно.
Представитель Аукционной комиссии пояснил, что причиной отказа послужило сопровождение значений словами "от", "до".
В инструкции по заполнению заявки указано, что в случае использования слов "от", "до" показатель должен быть указан конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
При указанных выше обстоятельствах, поскольку в заявке отсутствовала информация, предусмотренная аукционной документацией, в действиях Аукционной комиссии, которая, как указано выше, рассматривает заявку на соответствие требованиям, обозначенным в документации о закупке, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Кроме того, в п.5 Приложения к документации о закупке установлено требование к уголку стальному равнополочному ГОСТ 8509-93, в частности, длина уголка, мм - от 4000 от 12000, масса уголка, кг - не менее 3,77, ширина полки, мм. 50, толщина полки, мм, 5-6.
В заявке указаны следующие показатели уголка: длина уголка, мм - 6000, масса уголка, мм - 4,47, ширина полки, мм. 50, толщина полки, мм. 6.
В соответствии с ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные" (Таблица 1), один метр уголка с шириной полки 50 мм., толщиной полки 6 мм. имеет массу 4,47 кг.
Участник закупки указал длину уголка 6 м., следовательно, масса всего уголка (как готового изделия) составляет 26,82 кг.(4,47 х 6).
При указанных выше обстоятельствах в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках также не может быть установлено.
Комиссией также установлено, что в п. 8 заявки участника закупки "Мыло твердое хозяйственное ГОСТ 30266-95" отсутствует указание на то, что тара чистая, сухая, без посторонних запахов".
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
В ГОСТ 8509-93 (Таблица 2), требование о соответствии уголка стального равнополочного которому установлено в документации о закупке, обозначены предельные отклонения по толщине полки и предельные отклонения по ширине полки, мм, а именно: +0,3 -0,5, +1,5 - 1,5. То есть указанные значение словами "от" и "до" не сопровождаются.
Кроме того, как указано выше, Заказчиком в п.5 установлены требования к уголку стальному равнополочному ГОСТ 8509-93: длина уголка, мм - от 4000 до 12000, масса уголка, кг - не менее 3,77 и т.д.
То есть участник может указать в заявке, например, массу уголка - 3,77 кг., длину уголка 4000 мм.
Однако, в соответствии с ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные" (Таблица 1) минимальный вес, заданный Заказчиком, в совокупности с иными характеристиками, не будет соответствовать минимальной длине, что свидетельствует о том, что в данной части описание объекта закупки не носит объективный характер.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В документации о закупке содержится инструкция по заполнению заявки: При описании товара, используемого при выполнении работ, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Приложении N1 "Техническое задание" и Приложении к техническому заданию "Спецификация" показателей товаров, используемых при выполнении работ с учетом положений Главы I настоящей документации (конкретные показатели). При этом, показатели товаров, в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей товаров (например, марка стали БСт2кп-БСт4кп), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара. Показатели товаров, в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться (например, ширина 300 мм), а также фракция (например, св.10 до 20), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением(ями), установленными документацией. В иных случаях, при указании конкретных показателей товаров использование слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", "или", знак тире и т.п. не допускается. Показатели, заданные перечислением, должны быть отражены в заявке в полном объеме. Указанные в документации и (или) приложениях к ней товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патент (при наличии), полезная модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), наименование места происхождения товара читать в сочетании со словами "или эквивалент". 6. В описании условий и предложений участник аукциона не должен допускать двусмысленных толкований. 7. Информация, подаваемая в составе заявки, может быть представлена по формам, установленным в Главе V. При этом предлагаемые для заполнения формы могут быть изменены (дополнены) участником аукциона.
В Показателях товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг Заказчиком при указании показателей используется знак "/", например, предельные отклонения по наружному диаметру, мм - +/-0,4 или +/-0,35, ".
Однако, в инструкции по заполнению заявки не указано каким образом указывать показатель, сопровождающийся знаком "/".
Как указано выше, в инструкции по заполнению заявки указано, что в случае использования слов "от", "до" показатель должен быть указан конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
С учетом данного положения инструкции показатель предельного отклонения по толщине, ширине полки должен быть указан одним конкретным значением.
Вместе с тем, исходя из положений ГОСТ, спорные показатели указываются диапазонным значением. При этом, представитель Заказчика пояснил, что было необходимо указать оба значения без сопровождения словами "от" и "до".
В п. 8 Приложения к документации о закупке установлено требование к мылу твердому, хозяйственному ГОСТ 30266-95", в частности, упаковка в ящики из тарного картона или ящики дощатые неразборные или ящики пластмассовые многооборотные, тара должна быть чистой, сухой, без посторонних запахов.
Комиссия отмечает, что из того, каким образом сформулированы спорные требования, однозначно не следует, к какому виду упаковки относится требование о том, что тара должна быть чистой, сухой, без посторонних запахов.
Доказательств обратного не представлено.
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что выявленные нарушения привели к отказу в допуске к участию в закупке не только подателю жалобы, но и участнику, подавшему заявку N 23.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Камелия" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на строительство Учительского дома по адресу: Пермский край, Чусовской район, п. Селянка, ул. Школьная, д. 48 (изв.N 0856300003115000074) необоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "УКС Чусовского муниципального района" нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях МКУ "УКС Чусовского муниципального района" нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "СК ВСБ групп" (вх. N 004512-16 от 01.04.2016 г.).
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2016