Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 ноября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу МКУП "КШП" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ПК "ПЦ г. Соликамска" (изв.N 0156200009916000551),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009916000551 ГБУЗ ПК "Перинатальный центр г. Соликамска" (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился конкурс с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ПК "ПЦ г. Соликамска".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 900 000,00 руб.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Единой комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Пермского УФАС России находит доводы жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 17.11.2016 г. участник конкурса МКУП "КШП" признан несоответствующим требованиям, установленным в документации о закупке и требованиям Закона о закупках, поскольку в составе заявке на участие в конкурсе отсутствуют документы или заверенные участником конкурса копии таких документов, подтверждающие соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, установленным в конкурсной документации: - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги. Представлена копия гражданско-правового договора от 29.01.2016 N74, который был расторгнут в соответствии с Дополнительным соглашением к контракту от 30.06.2015 N1, по которому представленный договор фактически исполнен на сумму 2 795 782,50 рублей, в то время как сумма контракта составляет 3 591 000,00 рублей. Факт расторжения договора не позволяет квалифицировать его как исполненный в полном объеме (ст. 407, 408, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Победитель конкурса с ограниченным участием определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч.1 ст.56 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 3 указанной статьи при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о закупках о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о закупках.
В п.1 ч.2 ст.56 Закона о закупках установлено, что Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ч. 4 ст. 56 Закона о закупках следует, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к указанным выше товарам, работам, услугам устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).
В постановлении N 99 определены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (приложение N 2 к постановлению N 99).
Так, согласно пункту 6 приложения N 2 к постановлению N 99 при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 руб., к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
В соответствии с указанными нормами, в пункте 3 Раздела 5 документации о закупке установлено требование к участникам закупки - Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной в пункте 4 раздела 4 информационной карты настоящей документации. (Подтверждается документами, установленными в подпункте 2 пункта 2 раздела 7 Информационной карты настоящей документации).
Согласно ч. 6 ст. 56 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Заявка в соответствии с пп. 2.1 п.2 Раздела 7 документации о закупке должна содержать копию (копии ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги. (для подтверждения требований установленных в пункте 3 раздела 5 Информационной карты настоящей конкурсной документации).
Согласно сведениям о порядке предквалификационного отбора (п. 3 раздела 12 конкурсной документации) участник закупки, не включается в перечень участников закупки, соответствующих требованиям, установленным в пунктах 2, 3, 4 раздела 5, если не соответствует таким требованиям, в том числе в связи с отсутствием подтверждающих документов, требования к которым установлены в пункте 2 раздела 7 Информационной карты настоящей конкурсной документации.
В ходе рассмотрения жалобы основания признания участника не соответствующим требованиям как Закона о закупках, так и требованиям документации о закупке, нашли свое подтверждение.
В соответствии со ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства. Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.3. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч.1 ст.708 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (ч.2, ч.3 ст. 453 ГК РФ).
Комиссией установлено, что в составе заявки подателя жалобы в подтверждение опыта представлена копия гражданско-правового договора от 31.12.2014г. N 74, заключенного с ГБУЗ ПК "Перинатальный центр г. Соликамска", который был расторгнут в соответствии с дополнительным соглашением от 29.01.2016г. N1 к контракту, по которому обязательства исполнены на сумму 2 795 782, 50 рублей, в то время как сумма контракта составляет 3 591 000,00 рублей.
Комиссия находит заслуживающими внимания доводы представителя Конкурсной комиссии о том, что факт расторжения договора не позволяет квалифицировать его как исполненный в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с п.п.10, 11 ч.2 ст.103 Закона о закупах, в реестр контрактов включаются информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта; информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В рассматриваемой ситуации в ЕИС в реестре контрактов содержится информация о расторжении контракта по соглашению сторон.
Помимо прочего, в п.4.6 контракта была предусмотрена обязанность при уменьшении предусмотренного договором объема оказываемых услуг уменьшить цену договора исходя из цены единицы услуги, однако, стороны данным положением контракта не воспользовались.
Таким образом, с учетом изложенного Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках. Иное не доказано.
Согласно ч. 8 ст. 56 Закона о закупках, результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Комиссией установлено, что Конкурсной комиссией в протоколе преквалификационного отбора от 17.11.2016г. неверно указано обоснование принятого решения по заявке МКУП "КШП" в части указания дат представленного участником закупки договора и дополнительного соглашения к данному договору, в связи с чем, в действиях Конкурсной комиссии имеет место нарушение ч. 8 ст. 56 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МКУП "КШП" на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ПК "ПЦ г. Соликамска" (изв.N 0156200009916000551) необоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение ч. 8 ст. 56 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение требований Закона о закупках не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Конкурсной комиссии к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2016