Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 7 апреля 2016 г. N 64
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Терпуговой Ю.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Морозовой Л.С., ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев в двух заседаниях (06.04.2016 и 07.04.2016) жалобу Регионального отделения ОНФ "Народный фронт "За Россию" на нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - Администрацией МР "Каларский район" электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них (реестровый N 0191300003816000013),
УСТАНОВИЛА:
Представители заявителя и заказчика на рассмотрение жалобы не явились, о рассмотрении жалобы уведомлены надлежащим образом.
04.04.16 от Администрации муниципального района "Каларский район" поступило Ходатайство от 04.04.2016 N827/2-3 о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
30 марта 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба Регионального отделения ОНФ "Народный фронт "За Россию" на действия заказчика - Администрации МР "Каларский район" электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них (реестровый N 0191300003816000013).
Заявитель исходит из следующего.
В соответствии с ч. 3 статьи 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе) Извещение о проведении электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно Извещению о проведении электронного аукциона и документации о закупке дата и время начала подачи заявок 15.03.2016 17:27, дата и время окончания подачи заявок 30.03.2016 17:00. Таким образом, Заказчик в нарушение норм закона установил дату и время окончания подачи заявок на пятнадцатый день.
Частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила). Пункты 8.2, 8.3 раздела 8 проекта муниципального контракта содержат указание на размер штрафа в процентном соотношении к цене контракта, а именно для Заказчика 2 процента, для Подрядчика 5 процентов. При этом Заказчик не учел возможное снижение начальной (максимальной) цены контракта менее 3 000 000 рублей, в связи с чем, размер штрафа должен составлять для Заказчика 2,5 процента цены контракта, для Подрядчика 10 процентов цены контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта. Однако, вышеизложенное условие в проекте муниципального контракта отсутствует.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе прописано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. Документация закупки содержит приложения "Перечень нормативно-технических документов, рекомендуемых при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабъинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них" и "Требования, предъявляемые к материалам и конструкциям, применяемые при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабъинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них", в которых Заказчик делает указание на недействующие ГОСТы:
- ГОСТ 23735-79 (заменен на ГОСТ 23735-2014);
- ГОСТ 8736-93 (заменен на ГОСТ 8736-2014);
- ГОСТ 9757-90 (заменен на ГОСТ 32496-2013).
Участник закупки просит приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, выдать муниципальному заказчику (уполномоченному органу, специализированной организации), обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов.
Заказчик не согласен с данной позицией, в представленных пояснениях указывая следующее.
При формировании извещений в ЕИС предусмотрена функция "сохранить и проверить на нарушения", которая проверяет действия Заказчика на нарушения законодательства, в частности сроков и при выявлении нарушений даёт возможность осуществить опубликование документа с нарушениями. В нашем случае ЕИС дала возможность опубликовать извещение без ошибок.
Таким образом, Заказчиком полностью выдержано требование части 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) извещение о проведении электронного аукциона Заказчиком в ЕИС было размещено за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукцион.
При подготовке проекта контракта на предмет определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик руководствовался Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 (далее - Правила).
Подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Поскольку размер штрафа напрямую зависит от цены контракта, а контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, то Заказчиком изначально в проекте контракта установлены значения размеров штрафа, предусмотренные исходя от начальной (максимальной) цены контракта.
Изменение размера штрафа на этапе заключения контракта с участником закупки, в случае снижения цены контракта при проведении электронного аукциона, является следствием изменения начальной (максимальной) цены контракта, таким образом, при заключении контракта с участником закупки Заказчиком полностью соблюдаются требования частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ (изменилась цена, изменился размер штрафа, что находит отражение в контракте).
В рамках статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0191300003816000013 и документации по проведению электронного аукциона на право заключения муниципального контракта: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них, Заказчиком были установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства не относятся физические лица, в связи, с чем Заказчик не предполагал заключения контракта с физическим лицом, соответственно проект контракта не содержал условий об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу.
В приложении N 1 к документации "Требования, предъявляемые к материалам и конструкциям, применяемые при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них" имеется указание на то, что в случае выхода актуализированной версии документов, применяется актуализированная редакция, а также при разночтении наименования ГОСТов следует руководствоваться действующими государственными стандартами на применяемые материалы и изделия. Измененные ГОСТы разработаны на основе устаревших, и суть контракта не меняют.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
15.03.2016 Администрация муниципального района "Каларский район" (далее - Заказчик) опубликовала на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение N0191300003816000013 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них (для субъектов малого предпринимательства (социально-ориентированных некоммерческих учреждений)).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена 3 763 368 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0191300003816000013 дата и время начала подачи заявок установлены - 15.03.2016 в 17:27, а дата и время окончания подачи заявок - 30.03.2016 в 17:00.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона размещено в информационной системе за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 13 Аукционной документации участниками закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства, которые должны соответствовать требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" или социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированы некоммерческих организаций, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, проект контракта правомерно не содержит условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно Приложению N3 к муниципальному контракту утвержден Перечень нормативно-технических документов, рекомендуемых при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них.
Указанный перечень содержит в том числе ссылки на ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 9757-90.
В соответствии с Приложением N1 к документации по проведению электронного аукциона утверждены требования, предъявляемые к материалам и конструкциям, применяемые при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них.
В примечании к Приложению N1 к документации по проведению электронного аукциона указано следующее: "В случае выхода актуализированной версии документов, применяется актуализированная редакция, а также при разночтении наименования ГОСТов следует руководствоваться действующими государственными стандартами на применяемые материалы и изделия".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063:
"4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей_
_5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей_"
Согласно Проекту муниципального контракта, являющегося частью аукционной документации:
- Подпункт 3 пункта 8.2: Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063, в виде фиксированной суммы: 2 процента цены контракта.
- Подпункт 3 пункта 8.3: Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063, в виде фиксированной суммы: 5 процентов цены контракта.
Проект муниципального контракта не учитывает возможное снижение начальной (максимальной) цены контракта менее 3 000 000 рублей, в связи с чем, размер штрафа может быть изменен.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0191300003816000013 от 31.03.2016, по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана одна заявка. Указанная заявка была допущена к участию в электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся. По результатам рассмотрения вторых частей заявок, поданная заявка ООО "Компания Стройресурс" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая наличие единственной заявки на участие в аукционе и невозможность уменьшения цены контракта, отсутствие в проекте муниципального контракта штрафов, учитывающих возможное снижение начальной (максимальной) цены контракта, не повлияло на результат проведенного электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - Администрации МР "Каларский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Каларский район" (в том числе в границах сельских поселений "Чарское", "Икабьинское", "Чапо-Ологское") и искусственных сооружений на них (реестровый N 0191300003816000013) нарушений Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу Регионального отделения ОНФ "Народный фронт "За Россию" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Ю.А. Терпугова
Л.С. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 7 апреля 2016 г. N 64
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016