Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 апреля 2016 г. N 5395
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Сельскохозяйственного комплексного потребительского кооператива "Овощевод" на действия единой комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - единая комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием для муниципальных заказчиков МБДОУ Советского района города Красноярска (далее - муниципальные заказчики) "Поставка с доставкой очищенных овощей для МБДОУ Советского района в 2016 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - конкурс с ограниченным участием), организатором которого является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" (далее - организатор), извещение N 0119300019816000101, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба СКПК "Овощевод" на действия единой комиссии конкурса с ограниченным участием "Поставка с доставкой очищенных овощей для МБДОУ Советского района в 2016 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес единой комиссии, уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган), организатора, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Единой комиссии было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 07.04.2016 присутствовали:
- представитель уполномоченного органа и единой комиссии - Серебрякова Ирина Ивановна (доверенность N 7 от 07.04.2016);
- представитель СКПК "Овощевод" - Чистов Николай Васильевич (доверенность N 6 от 06.04.2016).
Из содержания жалобы следует, что единой комиссией было принято неправомерное решение об отказе СКПК "Овощевод" в прохождении предквалификационного отбора к участию в конкурсе с ограниченным участием в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки дополнительным требованиям, установленным на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об условиях дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товаром, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99), а также раздела 3 документации о совместном конкурсе с ограниченным участием, в части непредоставления копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) с бюджетным учреждением на поставку пищевых продуктов, стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных разделом 14 и Приложением 3 документации о совместном конкурсе с ограниченным участием, в соответствие с частью 6 статьи 56 Закона о контрактной системе (предоставлены два договора поставки товара с организациями, которые не являются бюджетными учреждениями)
По мнению подателя жалобы, наличие опыта работы именно с бюджетными организациями не может являться основным критерием при оценке квалификации участника закупки.
Также представитель подателя жалобы в жалобе и на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы сообщил, что в подтверждение своей квалификации СКПК "Овощевод" приложил к заявке копии документов на транспортные средства, недвижимость и оборудование, а также копии исполненных договоров с приложениями за 2014 и 2015 годы. Отвечая на вопрос представителя уполномоченного органа, согласился с тем, что указанные договоры заключены не с бюджетными организациями.
Кроме того, СКПК "Овощевод" отметил, что победителем данного конкурса стала компания ООО "Ника" с самыми высокими ценами среди поданных заявок. Эта фирма не является ни производителем, ни переработчиком овощей. Уставной капитал - 10 000 рублей. Основной вид деятельности - торговля продуктами питания. ООО "Ника" также не имеет в собственности ни специальных транспортных средств для доставки овощей, ни цехов с оборудованием для чистки и упаковки овощей.
Представитель уполномоченного органа и единой комиссии представила письменные пояснения, а также заявки всех участников конкурса с ограниченным участием.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у муниципальных заказчиков уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием "Поставка с доставкой очищенных овощей для МБДОУ Советского района в 2016 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", извещение N 0119300019816000101.
Часть 1 статьи 56 Закона о контрактной системе определяет конкурс с ограниченным участием как конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Постановлением Правительства РФ N 99.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В силу части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно пункту 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 99 в случае оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей, к участникам закупки должны предъявляться дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. В данном случае документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Кроме того, Комиссией принята во внимание следующая правовая позиция, изложенная в Письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Правовая позиция, изложенная в письме Минэкономразвития России, ФАС России): при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 99, путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям Постановлению Правительства РФ N 99, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.
В результате изучения положений документации о проведении конкурса с ограниченным участием Комиссией было установлено, что муниципальные заказчики, руководствуясь частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ N 99, в разделе 3 такой документации установили в качестве дополнительного требования к участникам закупки наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на поставку пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контрактов, договора (цена лота), на право заключить который проводится конкурс.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Исходя из раздела 14.1 документации о проведении конкурса с ограниченным участием, участнику закупки в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием надлежало представить среди прочих документов, подтверждающих соответствие участника требованиям раздела 3 указанной документации, копию (копии), ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на поставку пищевых продуктов и документа (документов) о приемке поставленного товара, при этом стоимость ранее исполненных контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контрактов, на право заключить который проводится конкурс. Аналогичное требование содержится в Инструкции по заполнению заявки на поставку с доставкой очищенных овощей для МБДОУ Советского района в 2016 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (Приложение N 3 к документации о проведении конкурса с ограниченным участием).
Анализ заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием Комиссии Красноярского УФАС России показал, что в их составе в качестве документов, подтверждающих наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе (этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс), СКПК "Овощевод" представил Договор поставки товара б/н от 01.10.2014 с ИП Кругловым Д.А. на сумму 6 000 000,00 рублей, акты приемки товаров на сумму 5 947 134,38 рублей, акты сверки взаимных расчетов, товарные накладные и Договор поставки товара б/н от 10.08.2011 с ЗАО "Торговой предприятие "Балтийский" (сумма не указана), акты приемки товаров на сумму 4 937 640,64 рублей и на сумму 2 553 997,23 рублей, товарные накладные. То есть указанные договоры не являются государственными или муниципальными контрактами, заключенными с бюджетными учреждениями. Податель жалобы не отрицает данный факт.
Следовательно, у СКПК "Овощевод" отсутствует опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием ООО "Ника" соответствует требованиям документации о проведении конкурса с ограниченным участием.
Исходя совокупности сведений и документов, имеющихся в составе заявки СКПК "Овощевод", Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях единой комиссии по признанию СКПК "Овощевод" не соответствующим дополнительным требованиям отсутствуют нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы СКПК "Овощевод" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Акимова Екатерина Анатольевна
(391) 265-02-19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 апреля 2016 г. N 5395
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016