Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2016 г. N 372
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главным специалистом-экспертом (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Санаторий "Сосновый бор" на действия заказчика - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Оказание услуг в 2016 году по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги по профилю патология костно-мышечной системы и соединительной ткани", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Санаторий "Сосновый бор" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении открытого конкурса, извещение N 0219100000116000216.
Существо жалобы: несоответствие конкурсной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Казанцев Е.Б. (доверенность N 103 от 20.01.2016);
- представитель ООО "Санаторий "Сосновый бор" Скворцова Н.В. (доверенность б/н от 07.04.2016).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании конкурсной документации заказчиком были допущены нарушения Закона о контрактной системе.
По мнению подателя жалобы, установление в качестве места оказания услуг санаторно-курортных организаций, расположенных на территории Алтайского края, курортная зона г. Белокурихи, Смоленский район, Алтайский район и требований о расположении жилого, лечебного, диагностического корпуса и столовой в одном здании или соединены теплым переходом ограничивают круг участников закупки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком представлены в письменной форме возражения, согласно которым кроме Закона о контрактной системе ГУ-КРО ФСС РФ в своей работе руководствуется и другими законодательными актами. В частности данное правоотношение регулируется в соответствии с Порядком медицинского отбора и направления, больных на санаторно- курортное лечение, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2004 г. N 256 "О порядке медицинского отбора и направления, больных на санаторно-курортное лечение" в редакции от 15.12.2014.
В соответствии с вышеприведенными актами при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, лечащий врач должен учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах. Именно лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов.
Так как лечение либо оздоровление производиться для третьих лиц, а именно для людей которым необходима помощь именно по медицинским показаниям, отделение Фонда при выборе места оказания санаторно-курортных услуг обязано принимать во внимание заключение врача.
Отделение Фонда, руководствуясь заключением врача, в котором указывается в качестве места санаторно-курортного оздоровления пострадавших на производстве Алтайский край и определяет его в качестве места оказания услуг.
В соответствии с требованиями ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при обращении в филиал ГУ-КРО ФСС РФ за оказанием услуги по санаторно-курортному лечению пострадавшие на производстве отмечают в своем заявлении то санаторно-курортное учреждение, в котором они желают пройти курс оздоровления.
В жалобе участник осуществления закупки указал, что в нарушении требований 44 - ФЗ заказчиком установлены требования необоснованно ограничивающие круг участников закупки, а именно установлены требования к зданиям и сооружениям организации, оказывающей санаторно-курортные услуги застрахованным лицам - требования о расположении жилого, лечебного и диагностических корпусов и столовой в одном здании или соединенными теплыми переходами.
Пострадавшие на производстве являются маломобильной группой населения нуждающейся в поддержке и в особых условиях содержания. Наличие теплых переходов либо расположение всех подразделений санатория в одном здании очень сильно облегчает передвижения пострадавших на производстве в процессе реабилитации, так как реабилитация идет круглый год, в том числе и в холодное время года.
Данные конкурсы проводятся повторно, так как первые не состоялись из-за отклонения всех участников осуществления закупки (нарушения ч.1 ст. 31 Закона) на первоначальный конкурс было подано четыре заявки - ООО "Аврора", ООО "Центросоюз", ООО "Долина алтая", ООО "Алтайский замок".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг в 2016 году по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги по профилю патология костно-мышечной системы и соединительной ткани.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что в извещение о проведении открытого конкурса подлежит включению информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В пункте 3 информационной карты заказчик указал, что требования к предмету открытого конкурса, условия исполнения контракта указаны в Приложении N 1 (Техническое задание) к информационной карте открытого конкурса.
Из пункта 4 информационной карты заказчик указал место оказания услуг: Российская Федерация, Алтайский край, курортная зона г. Белокурихи, Смоленский район, Алтайский район.
В содержании Технического задания (приложение N 1) конкурсной документации заказчик указал в качестве места оказания услуг, являющихся объектом закупки, санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российская Федерация, Алтайский край, курортная зона г. Белокурихи, Смоленский район, Алтайский район.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей услуг, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, учитывая социально значимую специфику услуг, являющихся объектом закупки.
Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд не регламентирован порядок, в соответствии с которым заказчику надлежит определять место оказания услуг, являющихся предметом контракта, с целью его указания в извещении и документации о проведении открытого конкурса. Следовательно, заказчик имеет возможность по своему усмотрению определять и указывать такую информацию в извещении и документации о проведении открытого конкурса, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные выводы Комиссии согласуются с выводами Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенными в постановлении от 13.05.2014 по делу N А69-1055/2013.
Комиссией были приняты во внимание пояснения заказчика о том, что при описании объекта закупки отделение Фонда, руководствуясь заключением врача, в котором указывается в качестве места санаторно-курортного оздоровления пострадавших на производстве Алтайский край и определяет его в качестве места оказания услуг. Не имеет значения статус субъекта правоотношения - лиц пострадавших на производстве - для отделения Фонда при определении места оказания услуг всегда первично врачебное заключение. В тех случаях, когда лечащим врачом указывается в качестве территории место оказания услуг Алтайский край отделение Фонда проводит конкурс по отбору санаторно-курортных учреждений для оказания услуг на территории Алтайского края.
Из содержания письменных возражений, представленных заказчиком а также из приказа Минтруда России N 301н, Минздрава России N 449н от 10.07.2013 "Об утверждении перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи" Комиссией было установлено, что на территории Алтайского края санаторно-курортные услуги гражданам Российской Федерации, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, имеют возможность оказать различные хозяйствующие субъекты.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в извещении и документации о проведении открытого конкурса требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Комиссия отмечает то обстоятельство, что в адрес заказчика не поступало ни одного запроса от подателя жалобы о даче разъяснений положений открытого конкурса, что свидетельствует о том, что у участника закупки не возникает сложностей в понимании описания объекта закупки, либо в подготовке заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с потребностью заказчика, изложенной в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что конкурсная документация соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки
Рассмотрев обстоятельства жалобы в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Санаторий "Сосновый бор" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2016 г. N 372
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2016