Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 апреля 2016 г. N 378
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Старостина А.Е. на действия конкурсной комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 151" города Красноярска (далее - конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием "Оказание услуг по организации горячего питания учащихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя школа N 151" города Красноярска в 2016 году" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 05.04.2016 поступила жалоба ИП Старостина А.Е. (далее - податель жалобы) на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса, извещение N 0319300399816000001.
Существо жалобы: нарушение конкурсной комиссией процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, конкурсной комиссии и муниципального заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 151" города Красноярска (далее - заказчик) было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Конкурсной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- ИП Старостин <_> (удостоверение личности);
- представитель ИП Старостина А.Е. Мужичкова Светлана Александровна (доверенность 24 АА 1723391 от 12.12.2014, удостоверение личности);
- представители конкурсной комиссии Толокольников Алексей Владимирович, Москаленко Лидия Александровна, Векшин Павел Георгиевич (приказ N 01-05-63 от 01.02.2016 с изменениями, внесенными приказом N 01-05-216 от 01.04.2016, удостоверения личностей).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, в процессе проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе конкурсной комиссией в нарушение требований части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе не были объявлены ценовые предложения участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе,.
От конкурсной комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе производилась в соответствии с Законом о контрактной системе. На основании вышеизложенного конкурсная комиссия ходатайствовала о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания учащихся заказчика в 2016 году (извещение о проведении конкурса от 10.03.2016 N 0319300399816000001).
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Из существа раздела 14.2. "Порядок, место, срок подачи заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации следует, что заседание конкурсной комиссии с целью проведения вышеуказанной процедуры начинается с 10:00 часов "31" марта 2016 года по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, 22 "Д", каб. 4-1-31.
Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Исследовав конкурсную документацию, Комиссией было установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе изложены в разделе 22 конкурсной документации.
Проанализировав содержание указанного раздела конкурсной документации, Комиссия установила, что заказчиком были установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Цена контракта - значимость критерия 60%;
2. Квалификация участника конкурса - значимость критерия 40 %, в том числе:
2.1. квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг;
2.2. деловая репутация участника закупки.
Из раздела 14 "Порядок подачи заявок на участие в конкурсе" следует, что для участия в конкурсе участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в срок, установленный пунктом 14.2. рассматриваемого раздела конкурсной документации, по утвержденной форме согласно Приложению 1 к документации о конкурсе. Участник закупки заполняет заявку на участие в конкурсе в соответствии с инструкцией (Приложение 3 к документации о конкурсе с ограниченным участием). В содержании Приложений 1 и 3 к документации о конкурсе Комиссией было установлено, что заказчик указал участникам закупки на необходимость формирования предложение участника закупка в отношении цены контракта (в соответствии с разделом 7 конкурсной документации указывается цена контракта в рублях, не превышающая начальную (максимальную) цену, установленную в конкурсной документации).
Следовательно, во исполнение требования части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе конкурсной комиссии надлежало объявлять при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа условия исполнения контракта, указанные в каждой из заявок на участие в конкурсе ценовые предложения исполнения контракта, которые подлежали последующей оценке в соответствии со стоимостным критерием оценки заявок.
Прослушав аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, предоставленную со стороны конкурсной комиссии, Комиссия установила, что вышеуказанные действия со стороны конкурсной комиссии совершены не были, что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, в результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях конкурсной комиссии и заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Прослушав аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, предоставленную со стороны конкурсной комиссии, Комиссия установила то обстоятельство, что конкурсной комиссией не было объявлено участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в конкурсе или отзыва поданных заявок на участие в конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсной комиссией также не были объявлены последствия подачи двух и более заявок на участие в конкурсе одним участником конкурса.
Следовательно, в рассматриваемой части действия конкурсной комиссии противоречат требованиям части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 1 - 5 статьи 53 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (часть 2).
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3).
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (часть 4).
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5).
Анализ протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 01.04.2016 показал Комиссии, что участниками закупки, по мнению конкурсной комиссии, в поданных ими заявках была предложена тождественная цена исполнения контракта, а именно: 479 548,25 рублей. Исходя из указанных обстоятельств, руководствуясь порядком оценивания заявок по стоимостному критерию "Цена контракта", предусмотренным разделом 22 конкурсной документации, конкурсной комиссией был осуществлен расчет рейтинга, присуждаемого каждой заявке по критерию "Цена контракта" по предусмотренной формуле:
,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Рейтинг, присужденный заявкам МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания N38" и подателя жалобы по критерию "Цена контракта" с применением вышеуказанной формулы, составил 100 баллов, т.е. 479 548,25/479 548,25*100 = 100 баллов.
Вместе с этим, проанализировав оригиналы заявок на участие в конкурсе МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания N38" и подателя жалобы, предоставленные конкурсной комиссией, Комиссия установила, что МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания N38" предложило цену исполнения контракта в размере 479 548,26 рублей, а податель жалобы - в размере 479 548,25 рублей.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, рейтинг заявки МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания N38" по критерию "Цена контракта", указанный в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 01.04.2016, был присужден такой заявке с нарушением порядка, предусмотренного разделом 22 конкурсной документации, поскольку при расчете такого рейтинга конкурсной комиссией не было принято во внимание ценовое предложение указанного участника закупки, изложенное им в поданной заявке на участие в конкурсе. Указанные действия конкурсной комиссии противоречат требованиям части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации в постановлении от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
В силу пункта 6 Приложения N 2 Постановления Правительства РФ N 99 в случае проведения закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей, надлежит устанавливать в качестве дополнительного требования к участникам закупки требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс
Следовательно, принимая во внимание размер начальной (максимальной) цены контракта (544 203,04 рублей) и услуги, являющиеся объектом закупки, руководствуясь вышеуказанными нормами, в документации о проведении конкурса заказчику надлежало установить в качестве дополнительного требования к участникам закупки наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В результате изучения положений извещения и документации о проведении конкурса с ограниченным участием Комиссией было установлено, что заказчиком не были совершены действия по установлению вышеуказанного дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 6 Приложения N 2 Постановления Правительства РФ N 99, что является нарушением требований частей 4 и 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Старостина А.Е. обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования части 3 и 6 статьи 52, части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе
3. Признать заказчика нарушившим требования частей 4 и 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию или путем аннулирования закупки.
5. Передать материалы по жалобе ИП Старостина А.Е. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 апреля 2016 г. N 378
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016