Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 ноября 2016 г. N 1876
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строительно-Монтажная компания" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение капитального ремонта здания МБУК "Огурский СКСДЦ", закупка N 0319300201016000003, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строительно-Монтажная компания" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России, при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Строительно-Монтажная компания" на действия заказчика при проведении электронного аукциона и жалоб ООО "ЭНТОС ПЛЮС", ООО "Стройинвест" и ИП Варламовой И.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
Существо жалоб: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб присутствовал представитель заказчика Нелюбина Галина Валерьевна (доверенность N 2 от 18.11.2016, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу податели жалоб не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению ООО "ЭНТОС ПЛЮС" и ООО "Стройинвест", в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не содержится исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной (относительно допусков СРО).
Во-вторых, по мнению ООО "ЭНТОС ПЛЮС" и ООО "Стройинвест", заказчик устанавливает требования предоставить значения показателей, которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
В-третьих, по мнению ООО "Стройинвест", извещение заказчика не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения заявки, вместо этого указано: "В соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ, аукционной документацией".
В-четвертых, по мнению ИП Варламовой И.С., заказчик установил требования к расходным материалами, однако при выполнении работ не представляется возможным определить соответствие характеристик, указанных победителем аукциона (подрядчиком), характеристикам фактически используемого материала.
В-пятых, по мнению ИП Варламовой И.С., заказчик в описании объекта закупки установил излишние требования к химическому составу товара, требующихся в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки.
В-шестых, по мнению ИП Варламовой И.С. и ООО "Строительно-Монтажная компания", заказчик в описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары (согласно требованьям аукционной документации).
В-седьмых, по мнению ООО "Строительно-Монтажная компания", заказчиком в Приложении к Техническому заданию установлены показатели, не позволяющие участникам точно определить потребность заказчика и предоставить достоверную информацию о товаре.
В-восьмых, по мнению ООО "Строительно-Монтажная компания", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик должен установить в документации о закупке надлежащую инструкцию по заполнению заявок.
До момента рассмотрения жалобы в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен, поскольку, по его мнению, в обжалуемой части аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России было назначено на 21.11.2016 года в 11 часов 10 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20.
В связи с необходимостью дополнительного исследования полученных от заказчика документов и сведений, Комиссией был объявлен перерыв до 22.11.2016 года, 17 часов 00 минут.
После перерыва, рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на проведение капитального ремонта здания МБУК "Огурский СКСДЦ".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться, в том числе, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, размещенное на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет, Комиссия установила, что в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - не указано требование о необходимости предоставления копии свидетельства о допуске СРО, в то время, как такое требование установлено в аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, размещенное на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет, Комиссия установила, что извещение содержит следующие сведения: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: В соответствии с документацией об аукционе".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не указана информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, что нарушает пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в пункте 5.1.2 заказчик установил следующее требование к содержанию первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, в том числе, для выполнения или оказания которых используется товар: "2.) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3.) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 5.1.2. настоящей документации электронного аукциона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 5.1.2. настоящей документации электронного аукциона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 5.1.2. настоящей документации электронного аукциона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Иных требований к содержанию первой части заявок в документации заказчиком не предъявляется, таким образом, при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара.
Проанализировав Таблицу "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации, Комиссия установила, что в нем содержатся, в том числе, следующие требующиеся заказчику товары и их характеристики:
N п/п |
максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться |
3. |
Проволока сварочная из легированной стали Св-08ГС или Св-12ГС, номинальный диаметр проволоки не менее 4 мм, среднее содержание углерода не более 0,14 %, содержание кремния не более 0,90 %, содержание марганца не более 1,70 % |
При этом, по мнению ИП Варламовой И.С., требования заказчика подробно описывать в заявке химический состав товара нарушают положения Закона о контрактной системе.
Однако, Комиссия отмечает, что химический состав требующегося товара является его качественной характеристикой, установленной в соответствии со стандартами качества (ГОСТ).
Таким образом, учитывая, что требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено и, учитывая, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику, при необходимости, излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, Комиссия не признает довод жалобы ИП Варламовой И.С., касающиеся неправомерности требовать подробное описание химического состава необходимых товаров (который установлен в соответствии со стандартами качества, и не противоречит им), как обоснованный.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требование заказчика предоставить конкретные значения показателей (в том числе конкретные значения химического состава товара), которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые на момент подачи заявки имеют в наличии товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей (в том числе конкретные показатели химического состава товаров), полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Так, например, в пункте N1 Таблицы "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации установлено следующее требование к необходимому товару: "Битум для изоляции трубопроводов от грунтовой коррозии, температура размягчения не более 100 °С, глубина проникания иглы при 25 °С не более 50 0,1 мм, температура вспышки не ниже 240 °С, растяжимость при 25 °С не менее 2 см, изменение массы после прогрева не более 0,5 %, водонасыщенность за 24 ч не более 0,1 %".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 9812-74 по физико-химическим показателям битумы нефтяные изоляционные должны соответствовать требованиям и нормам, при этом такие показатели, как глубина проникания иглы, температура размягчения по кольцу и шару, растяжимость, растворимость, изменение массы после прогрева, температура вспышки - становятся известными после испытаний. Периодические испытания по показателям "водонасыщаемость" для всех марок битума изготовитель проводит один раз в 6 месяцев, по показателям "температура вспышки" и "изменение массы после прогрева" для всех марок битумов изготовитель проводит один раз в 3 месяца. Изоляционные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим качественным показателям и сопровождаемого одним документом о качестве.
Таким образом, довод жалоб ООО "Стройинвест", ООО "ЭНТОС ПЛЮС", касающийся установления требований, в нарушение норм Закона о контрактной системы, предоставить значения показателей предлагаемых товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии таких товаров после его производства, признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав Таблицу "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации, Комиссия установила, что в нем содержатся, в том числе, следующие требующиеся заказчику товары и их характеристики:
N п/п |
максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться |
7. |
Кислород технический газообразный, объемная доля кислорода не менее 99,5 %, объемная доля водяных паров не более 0,009 %, объемная доля водорода не более 0,5 % |
17. |
Шкурка водостойкая тканевая шлифовальная двухслойная с зернистостью 40-25, вид шлифовального материала электрокорунд или карбид кремния, режущая способность не более 948 мм3/мин |
18. |
Ацетилен растворенный технический марки А, объемная доля ацетилена не менее 99,5%, объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов не более 0,5 %, объемная доля фосфористого водорода не более 0,005 %, объемная доля сероводорода не более 0,002 %, массовая концентрация водяных паров при температуре 20 °С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.) не более 0,4 г/м3 |
22. |
Пропан-бутан смесь техническая,объемная доля жидкого остатка при 20 °Сне более 1,6 %, давление насыщенных паров, избыточное, при температуре +45 °С не более 1,6 МПа, массовая доля сероводорода и меркаптановой серы не более 0,013% в том числе сероводорода не более 0,003 %, свободная вода и щелочи должны отсутствовать, интенсивность запаха не менее 3 баллов |
Однако, согласно пояснениям, изложенным в жалобе ИП Варламовой И.С., такие материалы, как кислород технический газообразный, пропан-бутан, ацетилен, шкурка шлифовальная не влияют на качество и результаты выполнения работ, поскольку являются горючим газом, поддерживающим процесс горения при сварке и резке металлов (ацетилен, кислород, пропан-бутан) и используются в качестве вспомогательного (расходного) материала, такие материалы, как шкурка шлифовальная также не влияют на качество и результаты выполнения работ, поскольку используются в качестве вспомогательного (расходного) материала.
Таким образом, учитывая, что вышеуказанные товары являются расходными материалами, Комиссия приходит к выводу, что при выполнении работ не представляется возможным определить соответствие характеристик, указанных победителем аукциона (подрядчиком), характеристикам фактически используемых материалов.
Согласно требованию пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом, объективность - это характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания субъектов. Таким образом, заказчик, в частности, при закупке строительных работ, должен исключить из описания объекта закупки требования к товарам, которые не указывают и не влияют на результат (итог) работы. Поскольку вышеуказанные товары расходуются в процессе выполнения той или иной работы - установить обладает ли результат работ свойствами, указанными в контракте или заявке участника возможно только по результатам оценки (экспертизы) товаров, которые остаются у заказчика в наличии, по факту выполнения работ, однако кислород технический газообразный, пропан-бутан, ацетилен, шкурка шлифовальная такими товарами не являются.
Таким образом, довод жалобы ИП Варламовой И.С., касающийся того, что заказчик установил требования к расходными материалами, признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели и требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, которые предусмотрены соответствующим техническим регламентам и стандартам качества.
Таким образом, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным соответствующим стандартом качества, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям стандарта качества, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта качества показатели и (или) их значения.
Вместе с тем, проанализировав требования к товарам, указанные в Таблице "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации и требования стандартов качества, которым такие товары должны соответствовать, Комиссия установила следующее:
N п/п |
максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться |
21. |
Сталь листовая оцинкованная толщиной листа 0,7 мм, высшей категории качества для холодной штамповки, нормальной или глубокой или весьма глубокой вытяжки, временное сопротивление разрыву 255-490 МПа, относительное удлинение не менее 21 % |
В соответствии ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" для стали группы ХШ высшей категории качества, толщиной свыше 0,7мм величина относительного удлинения должна быть не менее 22 %.
Таким образом, значения, содержащиеся в документации об аукционе позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 14918-80, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе, ввиду чего данный довод жалобы ИП Варламовой И.С. признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, по мнению ИП Варламовой И.С., в пункте N4 Таблицы "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации также установлены значения, которые позволяют участникам закупки указать в своих заявках показатели, которые противоречат требованиям ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", поскольку в соответствии с таблицей 2 указанного стандарта качества гвозди строительные с конической головкой диаметром стержня 2мм имеют длину гвоздя 40мм и 50мм. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заказчику требуется гвозди строительные с конической головкой диаметр стержня не менее 1,8 мм. Согласно пояснениям заказчика, если заказчиком установлены значения характеристики (показателя) товара (материала) в сопровождении слов "не менее" и "не более", то участнику закупки необходимо указать конкретные значения характеристик (показателей) товара (материала), в том числе крайние минимальные или максимальные значения.
Исходя из изложенного выше, Комиссия приходит к выводу, что заказчику требуются гвозди с диаметром стержня от 1,8 мм (включительно), ввиду чего установленное заказчиком требование к длине гвоздя (не менее 60 мм) ГОСТ 4028-63 не противоречит. Таким образом, данный довод жалобы ИП Варламовой И.С. не может быть признан, как обоснованный.
Однако Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, в документации не содержится указаний каким образом участникам закупки необходимо указывать в заявках предложения относительно характеристик (показателей) товаров (материалов), которые указаны заказчиком в сопровождении слов "не менее" и "не более", таким образом Комиссия приходит к выводу, что заказчик, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не указал максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, по мнению ООО "Строительно-Монтажная компания", в пункте N15 Таблицы "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации также установлены значения, которые позволяют участникам закупки указать в своих заявках показатели, которые противоречат требованиям ГОСТ, поскольку для электродов Э42, временное сопротивление разрыву составляет 42 кгс/мм2, в то время как заказчиком установлено требование "Электроды диаметром 5 мм Э42, для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно разделу 3 аукционной документации заказчик устанавливает требование, что материалы по своему качеству должны удовлетворять, в том числе, требованиям ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы". Согласно пункту 2 указанного государственного стандарта электроды типа Э42 изготавливаются ля сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2.
Таким образом, данный довод ООО "Строительно-Монтажная компания" подтверждения не находит.
Кроме того, по мнению ООО "Строительно-Монтажная компания", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик должен установить в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой необходимо:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не установлено требований к содержанию инструкции по заполнению заявки, ввиду чего действие заказчика, как в принципе включившего в состав аукционной документации инструкцию, признается Комиссией надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе в отношении включения в состав документации инструкции по заполнению заявок.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что инструкция по заполнению заявок, представленная в составе рассматриваемой аукционной документации, формально перечисленным в жалобе ООО "Строительно-Монтажная компания" параметрам соответствует.
Таким образом, Комиссия признает данный довод жалобы ООО "Строительно-Монтажная компания" несостоятельным.
Также, в своей жалобе ООО "Строительно-Монтажная компания" указывает, что "в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение указанных правил описания объекта закупки заказчиком допущены следующие нарушения в Приложении к Техническому заданию, не позволяющие Заявителю точно определить потребность заказчика и предоставить достоверную информацию о товаре", после чего приводит перечень материалов из таблицы "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации.
Однако Комиссия не может признать данный довод жалобы, как состоятельный, поскольку Комиссия не установила, какие именно перечисленные в жалобе ООО "Строительно-Монтажная компания" характеристики материалов не позволяют определить потребность заказчика и подготовить участникам закупки предложение относительно таких материалов.
Кроме того, ООО "Строительно-Монтажная компания" в жалобе указывает, что некоторые позиции товаров дублируются в расчетах потребности в материалах по несколько раз, что противоречия стандартам качества встречаются во всех позициях расчетов потребности в материалах, что не предоставляется возможным установить конкретные значения характеристик на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки, что "все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров", что заказчик предъявляет избыточные требования к материалам, при этом излишне детализировав параметры этих товаров.
Однако Комиссия отмечает, что из жалобы не ясно на какие именно материалы указывает ООО "Строительно-Монтажная компания", поскольку последним "вышеуказанным материалом" перед данным доводом является материал "Электроды", описание которого требованиям Закона о контрактной системе не противоречит.
Кроме того, Комиссия отмечает, что формулировки и конструкция жалобы ООО "Строительно-Монтажная компания" не позволяют однозначно и конкретно определить предмет обжалования (за исключением прямого указания на не соответствие стандарту качества материала, указанного в позиции 15 таблицы "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации, и указания на инструкцию, которая, по мнению ООО "Строительно-Монтажная компания", не соответствует требованиям Закона о контрактной системе), ввиду чего Комиссия не может такие доводы жалобы признать состоятельными.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и представленной заказчиком - податели жалобы запрос о даче разъяснений положений аукционной документации не направляли.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 6 указанной статьи, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с положениями аукционной документации заказчик установил дату и время окончания подачи заявок - 16.11.2016 08:00 (время местное). Жалобы были направлены в адрес Красноярского УФАС по истечению срока, в который заказчик имел, установленные Законом о контрактной системе, возможность и право внести изменения в аукционную документацию.
При этом, Комиссия отмечает, что согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Проанализировав сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в части закупки N0319300201016000003, Комиссия установила, что 18.11.2016 в 17:22 заказчик разместил протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.11.2016 N0319300201016000003-1 из которого следует, что с целью участия в электронном аукционе было подано 14 заявок.
Проанализировав данный протокол и первые части заявок, поданных с целью участия в электронном аукционе, Комиссия установила, что выявленные Комиссией в аукционной документации и указанные выше нарушения Закона о контрактной системе на решение аукционной комиссии о допуске к участию в электронном аукционе не повлияли.
Учитывая вышеизложенное, а также факт того, что податели жалоб, с целью представления своих интересов на заседании Комиссии не направили своего представителя, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе, связанные с описанием объекта закупки и установлением содержания извещения об электронном аукционе на результат определения подрядчика не влияют.
Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Статья 67 Закона о контрактной системе предусматривает, в том числе, следующие действия аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе:
1. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Проанализировав документацию к электронному аукциону, Комиссия установила, что согласно пункту N36 Таблицы "Расчет потребности в материалах N1 общестроительные работы" раздела 3 аукционной документации заказчику требуются "бруски для покрытия полов со шпунтом и гребнем из древесины тип БП-27,толщиной 27 мм, шириной без гребня от 50 до 60 мм".
Согласно инструкции по заполнению заявки, входящей в состав аукционной документации, заказчик дает, в том числе, следующее указание по заполнению заявок: "Если заказчиком установлены значения характеристики (показателя) товара (материала) в сопровождении знака "-" или слов "от_.до", а также знака "" (или "+/-"), то участнику закупки необходимо указать конкретные значения характеристик (показателей) товара (материала). Соответствующим потребностям заказчика является любое конкретное значение из установленного диапазона, в том числе крайние минимальные или максимальные значения из установленного диапазона".
Исходя из указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что заказчику требуются бруски для покрытия полов с шириной без гребня от 50 (включительно, поскольку данный показатель является крайним минимальным) до 60 мм (включительно, поскольку данный показатель является крайним максимальным).
Однако, проанализировав протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.11.2016 N0319300201016000003-1 и первые части заявок участников, Комиссия установила, что аукционная комиссия, в нарушение требований инструкции и части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе необоснованно не допустила до участия в электронном аукционе участников, подавших заявки под номерами 2, 4, 10, 11, 13, 14, поскольку посчитала, что предложенные в таких заявках крайние показатели диапазона ширины брусков, установленного в аукционной документации, требованиям заказчика не соответствуют.
Комиссия отмечает, что данные действия аукционной комиссии содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-Монтажная компания" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 7 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения на результат определения подрядчика не влияют.
5. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем повторного рассмотрения заявок под номерами 2, 4, 10, 11, 13, 14. Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в части вышеуказанных заявок.
6. Оператору электронной площадки отменить протокол проведения аукциона.
7. Передать материалы по жалобам и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, в отношении членов аукционной комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.С. Зырянова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 ноября 2016 г. N 1876
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016