Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 ноября 2016 г. N 1946,1947
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" Администрации города Минусинска" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт водопровода от камеры переключения по ул. Абаканская до ВК 3-28 по ул. Комарова" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 17.11.2016 поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0819300027816000250.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- директор уполномоченного органа Криштоп Марина Юрьевна (постановление N АГ-2454-п от 21.12.2015, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Гайнулина Альфия Равильевна (доверенность N 745-ю от 22.11.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Кохан Юрий Александрович (доверенность б/н от 22.11.2016, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ООО "ЭНТОС ПЛЮС" не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании извещения и документации о проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ООО "ЭНТОС ПЛЮС", в Приложении N 1 (Описание объекта закупки) заказчиком в отношении следующих материалов: Асфальтобетонная смесь для выравнивающего слоя и покрытия, битум, щебень, песок, гравий, кислород технический газообразный, ацетилен газообразный технический, были установлены избыточные требования в виде одного значения, диапазона значений химического состава и (или) компонентов указанных материалов, и (или) показателей технологии производства, испытания указанных материалов, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии указанных материалов после их производства, что противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом указанные податели жалобы ссылаются на содержание Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Во-вторых, ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" отмечает, что кислород технический газообразный, ацетилен газообразный технический являются расходными материалами и при выполнении работ не представляется возможным определить соответствие характеристик, указанных победителем аукциона (подрядчиком), характеристикам фактически используемой ветоши. Установить обладает ли результат работ свойствами, указанными в договоре (заявке победителя торгов), возможно только по результатам оценки (экспертизы) товаров, которые остаются у заказчика в наличии по факту выполнения работ. Таковыми товарами кислород технический газообразный и ацетилен газообразный не являются.
В-третьих, по мнению ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заказчиком в проекте контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом иные положения аукционной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии.
В-четвертых, условиями пункта 6.5 проекта контракта заказчик, по мнению ООО "СТРОЙИНВЕСТ", возложил не предусмотренные Законом о контрактной системе дополнительные требования к обеспечению исполнения контракта, что противоречит положениям статьи 96 Закона о контрактной системе.
В-пятых, ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "ЭНТОС ПЛЮС" обращают внимание на то обстоятельство, что в извещении о проведении электронного аукциона в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе отсутствует требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом в аукционной документации данное требование установлено.
В-шестых, в пункте 7.1 проекта контракта предусмотрено условие о том, что оплата выполненных подрядчиком работ осуществляется заказчиком на основании надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами документов: акта о приемке выполненных работ (форма КС-2); справки стоимости выполненных работ (форма КС-3); счёт или счёта-фактуры. По мнению ООО "ЭНТОС ПЛЮС", условие о предоставлении счета-фактуры возможно к исполнению организациям, которые являются плательщиками НДС, и невозможно тем организациям, которые применяют УСНО, что свидетельствует о неправомерности такого требования в проекте контракта.
В-седьмых, по мнению ООО "ЭНТОС ПЛЮС", заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о предоставлении копии свидетельства в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.7. Объекты водоснабжения и канализации. Требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В-восьмых, ООО "ЭНТОС ПЛЮС" отмечает, что при описании показателей характеристик битума марки БНД 90-130 заказчиком были допущены отступления от показателей, предусмотренных для указанного материала ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные, дорожные вязкие. Технические условия".
С вышеуказанными доводами подателей жалоб в письменных пояснениях и в устном порядке представители заказчика, уполномоченного органа не согласились, ходатайствовали о признании жалоб необоснованными, т.к., по их мнению, положения извещения и документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт водопровода от камеры переключения по ул. Абаканская до ВК 3-28 по ул. Комарова.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Согласно Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ) вид работ, соответствующий объекту закупки: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.7. Объекты водоснабжения и канализации", относится к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В результате изучения положений аукционной документации Комиссия установила, что в пункте 13 раздела "Информационная карта" рассматриваемой документации в действующей редакции заказчиком было установлено требование о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки допуска СРО, согласно Приказа Минрегионразвития РФ, по виду работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
Следовательно, вид работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск СРО на выполнение которого необходим к предоставлению в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, был указан заказчиком в аукционной документации. Условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. Следовательно, рассматриваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в рассматриваемой части признается Комиссией необоснованным.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Следовательно, в аукционной документации должны быть изложены конкретные условия обеспечения исполнения контракта, в частности, позволяющие однозначно определить срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
В содержании пункта 24 раздела "Информационная карта" аукционной документации Комиссией было установлено, в том числе условие заказчика о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Аналогичное условие установлено заказчиком в проекте контракта (пункт 6.3).
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Комиссия считает необходимым обратиться к содержанию статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая указывает на то, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая данную норму в совокупности с тем обстоятельством, что в аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, следует заключить, что действия заказчика по установлению в пункте 24 раздела "Информационная карта" аукционной документации, пункте 6.3 проекта контракта срока действия банковской гарантии с использованием формулировки "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц" не подлежит признанию надлежащим исполнением требований пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку указанная формулировка не позволяет участникам закупки однозначно определить конкретный срок действия банковской гарантии в том случае, если ими будет избран такой способ обеспечения исполнения контракта. Таким образом, в рассматриваемой части довод ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается Комиссией обоснованным. Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта должно быть установлено требование об обеспечении исполнения контракта. При этом в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке.
Из смысла частей 3 - 5 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением надлежащей банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, из смысла статьи 96 Закона о контрактной системе следует право заказчика на получение обеспечения исполнения контракта на стадии подачи заявки или при подписании контракта. Возможность требовать представления нового обеспечения или внесения изменения в действующее обеспечение на стадии исполнения контракта Законом о контрактной системе не предусмотрена, при наличии единственного исключения, предусмотренного частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, в силу которого в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Комиссией установлено, что пунктом 6.5 проекта контракта предусмотрено следующее условие: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик в течение 7 (семи) дней обязан предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту одним из способов и на тех же условиях, которые указаны в Контракте".
На основании вышеприведенного анализа положений Закона о контрактной системе Комиссия приходит к выводу о том, что условие пункта 6.5 проекта контракта не находит своего нормативного обоснования в требованиях Закона о контрактной системе, поскольку последним не предоставлено заказчику права требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) представления нового обеспечения или внесения изменения в действующее обеспечение на стадии исполнения контракта. Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается Комиссией обоснованным. Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что в пункте 2.5. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона, установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ осуществляется заказчиком на основании надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами документов: акта о приемке выполненных работ (форма КС-2); справки стоимости выполненных работ (форма КС-3); счёта или счёта-фактуры.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В силу части 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный документ составляется лицами, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу части 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участниками закупки могут быть не только юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, но и любые физические лица, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то указанные субъекты, добровольно выбирав режим налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, имеют возможность представить только те документы, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении того или иного режима налогообложения.
Таким образом, сроки оплаты и возникновение обязательства по оплате зависят от предоставления со стороны подрядчика, в том числе счета-фактуры или счета, в зависимости от добровольно выбранного им режима налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, что не влечет за собой обязанность подрядчика производить изменение режима налогообложения с целью предоставления императивно определенного заказчиком документа, предусмотренного только для определенного режима налогообложения. Следовательно, действия заказчика, связанные с формулированием порядка оплаты выполненных работ, являющихся предметом контракта, в пункте 2.5. проекта контракта, при условии предоставления подрядчиком счета-фактуры или счета, в зависимости от добровольно выбранного им режима налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. В свою очередь довод ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в рассматриваемой части признается Комиссией необоснованным.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании требований пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в их правовом взаимодействии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 13 раздела "Информационная карта" документации о проведении электронного аукциона заказчиком было предусмотрено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии свидетельства СРО со следующим видом работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном уполномоченным органом в единой информационной системе на основании постановления и.о. Главы Администрации г.Минусинска от 15.01.2016 N АГ-8-п, отсутствует указанное требование к участникам электронного аукциона, установленное заказчиком в аукционной документации.
В извещении о проведении электронного аукциона указано следующее: "3 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует".
В то же время Законом о контрактной системе не предусмотрена такая форма изложения информации, которая формально должна содержаться в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Ссылка уполномоченного органа на то обстоятельство, что требование о необходимости наличия у участника закупки и необходимости предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе копии свидетельства СРО со следующим видом работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.7. Объекты водоснабжения и канализации, содержится в размещенной совместно с извещением о проведении электронного аукциона документации, не принимается Комиссией во внимание поскольку указанное обстоятельство не отменяет формального требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе о необходимости наличия непосредственно в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при условии наличия в документации о проведении такого аукциона требования о предоставлении таких документов.
Исходя из вышеизложенного, довод ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "ЭНТОС ПЛЮС" о том, что в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация о необходимости наличия у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам названного Закона, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из пункта 6 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, информация, позволяющая определить соответствие работ установленным заказчиком требованиям, приведены в Приложении N 1 (далее - Описание объекта закупки).
Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия установила в пункте 4 следующие предъявленные заказчиком требования к материалам, которые необходимо использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
Наименование товара (материалов и изделий), используемого (применяемых) при выполнении работ |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме |
1 |
2 |
3 |
4 |
4.1. Асфальтобетонная смесь для выравнивающего слоя и покрытия по ГОСТ 9128-2013 (асфальтобетон тип Б марка II, мелкозернистый, плотный) |
А/б смеси горячие щебеночные мелкозернистые, укладываемые с температурой, не ниже: |
С |
110 |
Пористость минерального состава, % по объему, |
% |
не менее 14 не более 19 |
|
Остаточная пористость, % по объему, |
% |
не менее 2,5 не более 5 |
|
Предел прочности при сжатии, МПа, при температурах: |
|
|
|
при 20°С, не менее |
МПа |
2,2 |
|
при 50°С, не менее |
МПа |
0,9 |
|
при 0°С, не более |
МПа |
10 |
|
Водостойкость, не менее |
- |
0,9 |
|
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее |
- |
0,85 |
|
Содержание щебня в смеси, |
% |
свыше 40 до 50 |
|
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин |
МПа |
от 3,0 до 6,0 |
|
Сдвигоустойчивость по: |
|
|
|
сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, не менее |
МПа |
0,31 |
|
коэффициенту внутреннего трения, не менее |
- |
0,80 |
|
в том числе, требования к составу а/бетонных смесей |
|
||
4.1.1. Щебень |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно превышать |
% |
25 |
Устойчивость структуры щебня против железистого и селикатного распада, потеря массы при распаде %, не более |
% |
5 |
|
Величина суммарной удельной эффективной активности радионуклидов должны применяться без ограничения при Аэфф., не более |
Бк/кг |
760 |
|
4.1.2. Песок |
Полный остаток на сите N 063, не более |
% |
75 |
Содержание зерен крупностью: |
|
|
|
свыше 10 мм, не более |
% |
5 |
|
свыше 5 мм, не более |
% |
20 |
|
менее 0,16 мм, не более |
% |
20 |
|
Содержание пылеватых и глинистых частиц, % не более |
% |
10 |
|
Содержание глины в комках, % не более |
% |
1 |
|
4.1.3. Битум |
Марка битума БНД |
- |
90-130 |
Глубина проникания иглы, 0,1 мм., не менее: |
|
|
|
при 25 °С |
- |
91 |
|
при 0 °С |
- |
28 |
|
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
°С |
43 |
|
Растяжимость, см, не менее, при температуре: |
|
|
|
при 25 °С |
см |
65 |
|
при 0 °С |
см |
4 |
|
Температура хрупкости, °С, не выше |
°С |
-17 |
|
Температура вспышки, °С, не ниже |
°С |
230 |
|
Изменения температуры размягчения после прогрева, °С, не более |
°С |
5 |
|
4.5 Песчано-гравийная смесь для основания по ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 8267-93
|
Показатели гравия: |
- |
|
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы по массе в гравии не должно превышать, % |
% |
35 |
|
Содержание глины в комках, % по массе, не более |
% |
0,25
|
|
Показатели песка: |
|
|
|
Остаток на сите N 0,63, не менее |
% |
30 |
|
Остаток на сите N 0,63, не более |
% |
45 |
|
Содержание пылевидных и глинистых части в песке % по массе, не более |
% |
3
|
|
Содержание глины в комках % по массе, не более |
% |
0,5 |
|
Величина суммарной удельной эффективной активности радионуклидов должны применяться без ограничения при Аэфф., менее |
Бк/кг |
740 |
|
Величина суммарной удельной эффективной активности радионуклидов должны применяться без ограничения при Аэфф., более |
|
370 |
|
4.6 Ацетилен газообразный технический по ГОСТ 5457-75 |
Объемная доля ацетилена, не менее |
% |
98,5 |
Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, не более |
% |
1,4 |
|
Объемная доля фосфористого водорода, не более |
% |
0,08 |
|
Объемная доля сероводорода, не более |
% |
0,05 |
|
4.7 Кислород технический газообразный по ГОСТ5583-78 |
Объемная доля кислорода должна быть не менее |
% |
99,7 |
Объемная доля водяных паров, не более |
% |
0,007 |
|
Объемная доля водорода, , не более |
% |
0,3 |
Анализ и сопоставление требований к характеристикам и их показателям, установленным заказчиком к асфальтобетонной смеси для выравнивающего слоя и покрытия (типа Б марки II, мелкозернистой, плотной), щебню, песку, битуму марки БНД 90-130, песчано-гравийной смеси для основания, ацетилену газообразному техническому, кислороду техническому газообразному, с требованиями, предъявляемыми к указанным материалам ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 5583-78, показал Комиссии отсутствие противоречий между указанными сведениями. Следовательно, довод ООО "ЭНТОС ПЛЮС" о том, что характеристики и показатели, установленные заказчиком к битуму марки БНД 90-130 в Описании объекта закупки, не соответствуют требованиям ГОСТ 22245-90, не находит своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы по существу.
Пунктом 6.9 ГОСТ 9128-2013 предусмотрено, что на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение указанного стандарта и результаты испытаний изготовителя, в том числе показатели характеристик, установленных заказчиком в позиции 4.1 пункта 4 Описания объекта закупки.
Из смысла пунктов 2.1 - 2.5 ГОСТ 22245-90 следует, что установление показателей характеристик битумов нефтяных дорожных вязких, предусмотренных ГОСТ 22245-90, на предмет их соответствия требованиям такого стандарта осуществляется изготовителем путем проведения испытаний с последующей выдачей документа о качестве. При этом ГОСТ 22245-90 не установлено содержание такого документа, следовательно, не представляется возможным установить какие именно показатели каких именно характеристик партии битума нефтяного дорожного вязкого изготовитель сообщит покупателю при передаче партии такого материала.
Пунктом 5.12 ГОСТ 8267-93 определено, что результаты приемочного контроля и периодических испытаний, проведенных изготовителем в отношении щебня, отражаются в предоставляемом покупателю документе о качестве, в котором указывают результаты испытаний изготовителя, в том числе показатели характеристик, установленных заказчиком в позиции 4.1.1 пункта 4 Описания объекта закупки.
В пункте 5.13 ГОСТ 8736-93 установлено, что предприятие-изготовитель обязано сопровождать каждую партию поставляемого песка документом о его качестве установленной формы, в котором должны быть указаны, в том числе результаты испытаний в отношении показателей характеристик, установленных заказчиком в позициях 4.1.2 и 4.5 пункта 4 Описания объекта закупки.
Из смысла пунктов 4.1 - 4.9 ГОСТ 25607-2009 следует, что установление показателей характеристик партий щебня и готовых щебеночно-гравийно-песчаных смесей, предусмотренных ГОСТ 25607-2009, на предмет их соответствия требованиям такого стандарта осуществляется изготовителем путем проведения испытаний с последующей выдачей документа о качестве, который передается покупателю при отгрузке партии и содержит в себе результаты испытаний в отношении показателей характеристик, установленных заказчиком в позициях 4.5 пункта 4 Описания объекта закупки.
Пунктом 2.1 ГОСТ 5583-78 предусмотрено, что каждая партия газообразного технического и медицинского кислорода, а также каждый баллон или моноблок-контейнер медицинского кислорода должны сопровождаться документом о качестве, содержащим следующие данные:
- наименование предприятия и его товарный знак;
- наименование и сорт продукта;
- номер партии технического или медицинского кислорода и номер баллона медицинского кислорода;
- дату изготовления;
- объем газообразного кислорода, м3(вычисленный в соответствии с приложением 2);
- результаты проведенных анализов или подтверждение о соответствии продукта требованиям ГОСТ 5583-78;
- обозначение ГОСТ 5583-78.
Сходное содержание документа о качестве партии газообразного ацетилена предусмотрено пунктом 2.1 ГОСТ 5457-75.
Из указанных положений ГОСТ 5583-78 и ГОСТ 5457-75 следует, что покупатель, получив документы о качестве приобретенной партии газообразного технического кислорода или партии газообразного ацетилена, имеет возможность быть не ознакомленным с результатами проведенных анализов в отношении конкретных показателей пропорций химического состава таких материалов.
Комиссией принята во внимание следующая позиция, изложенная в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", с учетом того, что ФАС России сообщило территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиции, изложенной в таком письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Комиссией установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, изложенной в аукционной документации, участникам закупки в первой части заявки необходимо предоставить исключительно конкретные показатели установленных заказчиком характеристик тех или иных материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Участникам закупки не предоставлена возможность указать в качестве конкретной величины неизменный диапазон значений той или иной характеристики того или иного материала, соответствующий как значениям аукционной документации, так и значениям соответствующего государственного стандарта в отношении такого материала.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание рассмотренные выше положения ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 5583-78, Комиссия приходит к выводу о том, что, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии материал, который он планирует использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в момент подачи заявки, подробное описание заказчиком химического состава, компонентного состава асфальтобетонной смеси для выравнивающего слоя и покрытия (типа Б марки II, мелкозернистой, плотной), щебня, песка, битума марки БНД 90-130, песчано-гравийной смеси для основания, ацетилена газообразного технического, кислорода технического газообразного в Описании объекта закупки, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии таких материалов после их производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, поскольку указанные требования заказчика нарушают баланс в сопоставлении выдвинутых заказчиком требований в Описании объекта закупки и объективных возможностей участника закупки обеспечить использование тех материалов при выполнении работ, которые обладают заявленными в заявке на участие в электронном аукционе конкретными показателями химического состава, компонентного состава рассматриваемых материалов, которые (показатели) достоверно становятся известными при получении документов о качестве таких материалов на основании проведенных изготовителями испытаний партии таких материалов после их производства.
При таких обстоятельствах Комиссия признает обоснованным довод ООО "ЭНТОС ПЛЮС" и ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" о том, что заказчиком в отношении асфальтобетонной смеси для выравнивающего слоя и покрытия (типа Б марки II, мелкозернистой, плотной), щебня, песка, битума марки БНД 90-130, песчано-гравийной смеси для основания, ацетилена газообразного технического, кислорода технического газообразного в Описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, что свидетельствует о необъективном описании объекта закупки, влекущем ограничение количества участников закупки, в противоречие требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
В отношении довода ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" о том, что кислород технический газообразный и ацетилен газообразный являются расходными материалами, которые в силу своей специфики не останутся у заказчика по результатам выполненных работ, следовательно, заказчик не сможет осуществить экспертизу применяемого товара с последующей его приемкой, что влечет отсутствие необходимости установления к такому товару характеристик и включение его в Описание объекта закупки, Комиссия отмечает следующее.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика пояснил, что указанные товары, наряду с иными материалами, перечисленными в пункте 4 Описания объекта закупки, будут участвовать в сдаче-приемке выполненных работ, поскольку на такие товары подрядчику надлежит представить документы о качестве, сертификаты соответствии и иные подтверждающие документы, свидетельствующие о соответствии характеристик таких товаров потребности заказчика, изложенной в Описании объекта закупки. Представитель заказчика также пояснил, что кислород технический газообразный и ацетилен газообразный подлежат использованию подрядчиком при осуществлении следующих работ в соответствии с локальным сметным расчетом: позиция 11 "Врезка в существующие сети из стальных труб стальных штуцеров (патрубков) диаметром 300 мм", позиция 16 "Врезка в существующие сети из стальных труб стальных штуцеров (патрубков) диаметром 200 мм", позиция 21 "Врезка в существующие сети из стальных труб стальных штуцеров (патрубков) диаметром 150 мм", позиция 26 "Врезка в существующие сети из стальных труб стальных штуцеров (патрубков) диаметром 100 мм", позиция 31 "Врезка в существующие сети из стальных труб стальных штуцеров (патрубков) диаметром до 50 мм". Представитель заказчика обратил внимание на то обстоятельство, что качество кислорода технического газообразного и ацетилена газообразного, подлежащего использованию при выполнении указанных работ, непосредственно влияет на качество таких работ.
Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание содержание пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, который предоставляет заказчику право при наличии необходимости устанавливать характеристики объекта закупки, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика, связанных с включением в Описание объекта закупки требований к использованию кислорода технического газообразного и ацетилена газообразного, которые влияют на качество и результат работ, являющихся объектом закупки. При этом указанный вывод Комиссии не отменяет ранее изложенного в настоящем решении вывода Комиссии о том, что подробное описание заказчиком химического состава ацетилена газообразного технического, кислорода технического газообразного в Описании объекта закупки, их показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии таких материалов после их производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона.
5. Передать материалы по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.С. Зырянова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 ноября 2016 г. N 1946,1947
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2016