Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 ноября 2016 г. N 1898
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта, П.М. Зинкеева, государственного инспектора, рассмотрев жалобу Анищенко О.Д. на действия заказчика - Администрации города Ачинска (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность города Ачинска жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Анищенко О.Д. на действия аукционной комиссии (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель заказчика: Чернова Ирина Павловна (доверенность от 15.02.2016).
Податель жалобы на заседание Комиссии Красноярского УФАС России не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы Анищенко О.Д. следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании положений документации о проведении электронного аукциона заказчиком были нарушены требования законодательства о контрактной системе, а именно:
- заказчиком неправомерно установлено требование к году постройки приобретаемого жилого помещения, нарушающее требования законодательства, а также ограничивающее количество участников закупки,
- заказчиком установлены незаконные требования к содержанию заявки на участие в электроном аукционе, а именно: по мнению подателя жалобы, заказчиком установлены требования предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе документов, передаваемых вместе с товаром, а именно:
- правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на жалое помещение,
- выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, а также об отсутствии или наличии арестов, запрещений или ограничений на недвижимость в случае, если дата регистрации права на жилое помещение более одного месяца на момент подачи заявки на участие в аукционе,
- выписка из домовой книги, подтверждающая отсутствие зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении,
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам,
- кадастровый паспорт на жилое помещение,
- акт технического состояния жилого помещения, который должен содержать следующие сведения: адрес жилого помещения, состояние оконных блоков, балконных, дверных блоков, полов, внутренней отделки, наличие и состояние санитарно-технического оборудования, состояние приборов отопления, электрооборудования, наличие электрической плиты (статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- также, по мнению подателя жалобы, заказчиком необоснованно включено требование о наличии в приобретаемом жилом помещении электрической плиты, поскольку указанное условие налагает на участников закупки дополнительные затраты и не является обязанностью собственника в соответствии с действующим законодательством.
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считает жалобу необоснованной, поскольку, по мнению заказчика, документация о проведении электронного аукциона составлена с соблюдением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- требование к году постройки приобретаемого жилого помещения установлено заказчиком на основании положений статьи 33 Закона о контрактной системе (в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки),
- заказчиком установлены требования к предоставлению участниками закупки документов на основании положений Закона о контрактной системе и с целью проверки соблюдения предлагаемого жилого помещения требованиям законодательства и документации о проведении электронного аукциона,
- требование о наличии в приобретаемом жилом помещении электрической плиты установлено заказчиком на основании пунктов 5.3, 5.10 СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 778.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является приобретение в муниципальную собственность города Ачинска жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно положениям документации о проведении электронного аукциона заказчиком установлено следующие требования к объекту закупки: "Жилое помещение в виде квартиры, расположенное в границах города Ачинска, общей площадью не менее 22,0 кв. метров и не более 42,0 кв. метров, в кирпичном или панельном многоквартирном жилом доме со сроком ввода не ранее 2015 года".
Проанализировав положения документации о проведении закупки, а также вышеуказанные положения законодательства, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о неправомерности установления заказчиком требования к приобретаемому жилому помещению о сроке ввода, поскольку указанный срок не соотносится с предметом контракта (Комиссией не установлено взаимосвязи между сроком ввода жилого дома и качеством и техническим характеристикам приобретаемого жилого помещения).
Довод заказчика о том, что указанный срок установлен на основании пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России признается несостоятельным, поскольку срок ввода жилого дома не имеет соотношения с состоянием жилого помещения, расположенного в нем.
Кроме того, рассматриваемое требование заказчика к объекту закупки нарушает принцип обеспечения конкуренции при проведении закупки, закрепленный статей 8 Закона о контрактной системе, а также нарушает требование пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и влечет ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно положениям документации о проведении электронного аукциона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение;
- выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, а также об отсутствии или наличии арестов, запрещений или ограничений на недвижимость в случае, если дата регистрации права на жилое помещение более одного месяца на момент подачи заявки на участие в аукционе;
- выписка из домовой книги, подтверждающая отсутствие зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении;
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
- кадастровый паспорт на жилое помещение;
- акт технического состояния жилого помещения, который должен содержать следующие сведения: адрес жилого помещения; состояние оконных блоков, балконных, дверных блоков, полов, внутренней отделки; наличие и состояние санитарно-технического оборудования; состояние приборов отопления, электрооборудования, наличие электрической плиты (статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Проанализировав вышеуказанные положения законодательства, а также требования документации о проведении к электронному аукциону Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о неправомерности установления требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе следующих документов:
- кадастровый паспорт на жилое помещение;
- акт технического состояния жилого помещения, который должен содержать следующие сведения: адрес жилого помещения; состояние оконных блоков, балконных, дверных блоков, полов, внутренней отделки; наличие и состояние санитарно-технического оборудования; состояние приборов отопления, электрооборудования, наличие электрической плиты (статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
По мнению заказчика, кадастровый паспорт необходим для предоставления в составе заявки на участие в закупке с целью установления наличия/отсутствия факта незаконной перепланировки приобретаемого жилого помещения. Однако указанная цель будет осуществлена заказчиком только на этапе приемки помещения от победителя торгов. При этом предоставление кадастрового паспорта является обязанностью всех участников закупки. Учитывая вышеуказанное, Комиссия Красноярского УФАС России считает требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе указанного документа неправомерным, поскольку такое предоставление является только дополнительным условием и препятствием для участия в закупке, а не документом, подтверждающим соответствие предлагаемого товара требованиям законодательства.
Также Комиссия Красноярского УФАС России пришла к аналогичному выводу при анализе правомерности установления требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе акта технического состояния жилого помещения. При этом Комиссия исходила из того обстоятельства, что заказчиком не предоставлено нормативное обоснование обязанности предоставления указанного акта. Кроме того, действующим законодательством не установлено необходимости предоставления указанного акта для участия в закупке.
При проведении проверки обоснованности довода подателя жалобы о неправомерности требования иных документов, содержащихся в вышеуказанном перечне, установленном в документации о проведении электронного аукциона, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о правомерности установленного требования, поскольку указанные документы относятся к документам подтверждающим соответствие требований предлагаемого товара требованиям законодательства.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает следующее.
Из требований документации о проведении электронного аукциона следует, что собственник предлагаемого жилого помещения обязан предоставить помещение с наличием в нем электрической плиты.
При этом из пояснений заказчика следует, что указанное требование установлено заказчиком на основании пунктов 5.3, 5.10 СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 778.
Указанными положениями Свода правил установлено следующее:
5.3. В квартирах, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования, следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и туалет (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).
5.10. В квартирах, указанных в 5.3, должны быть оборудованы: кухня - мойкой или раковиной, а также плитой для приготовления пищи; ванная комната - ванной (или душем) и умывальником; туалет - унитазом со смывным бачком; совмещенный санузел - ванной (или душем), умывальником и унитазом. В других квартирах состав оборудования устанавливается заказчиком-застройщиком.
Таким образом, указанные требования к жилым помещениям, относятся к квартирам, предоставляемым гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования. При этом указанное требование не распространяется на собственников помещений - участников закупок при проведении процедуры определения поставщика жилого помещения в муниципальную собственность. Следовательно, условие поставки о наличии электрической плиты является неправомерным требованием к объекту закупки, поскольку указанные товары (жилое помещение и электрическая плита) не являются технологически и функционально взаимосвязанными. Кроме того, заказчиком не предоставлены доказательства невозможности проведения закупки без установления условия о наличии электрической плиты в предоставляемом жилом помещении.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Анищенко О.Д. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона. С этой целью аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона; заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.С. Зырянова
Д.С. Кислицын
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 ноября 2016 г. N 1898
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2016