Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 марта 2016 г. N 116/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, уведомлен;
от заказчика - Ян Чон Гир (доверенность N27/15 от 31.08.2016),
от уполномоченного органа - Рыбачук Ю.В. (доверенность NД07/2-0183 от 05.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на положения документации - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по замене существующих трубопроводов на трубопроводы диаметром 800 мм - 1000 мм в заводской пенополимерминеральной изоляции по объекту: "Реконструкция Физкультурного теплового коллектора"" (извещение N0161300000116000152),
УСТАНОВИЛА:
24 марта 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель, Общество) на положения документации - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по замене существующих трубопроводов на трубопроводы диаметром 800 мм - 1000 мм в заводской пенополимерминеральной изоляции по объекту: "Реконструкция Физкультурного теплового коллектора"" (извещение N0161300000116000152).
В жалобе Заявитель изложил следующие доводы:
1) Пункт 9.8 Проекта контракта содержит условие, согласно которому, по мнению Заявителя, Заказчик вправе потребовать от Подрядчика замены обеспечения исполнения контракта в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
2) В нарушение п. 8 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Извещение Заказчика не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
3) Документация открытого конкурса не содержит запрета на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа, присутствовавшие на заседании Комиссии, возражали против удовлетворения требований жалобы, указывая, что Заказчиком не допущено нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком было размещено извещение N0161300000116000152 и конкурсная документация о проведении открытого конкурса 04.03.2016 в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 70869063 рублей 00 копеек.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Пункт 9.8 Проекта контракта содержит условие, согласно которому, по мнению Заявителя, Заказчик вправе потребовать от Подрядчика замены обеспечения исполнения контракта в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Пункт 9.8 Проекта контракта гласит, что в случае если по каким-либо причинам, обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента прекращения действия обеспечительного документа, представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, указанном в данном разделе настоящего Контракта.
На заседании Заказчик пояснил, что установление обеспечения исполнения контракта направлено на предоставление заказчику гарантий по выполнению предусмотренных контрактом работ. Кроме того, включение указанного выше условия в проект контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она была выдана.
Таким образом, срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства. Соответственно, если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязанности подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии устанавливается с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Частями 3, 4 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракта, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, исходя из вышесказанного, Комиссия признала данный довод необоснованным.
2) Заявитель утверждает, что Извещение о проведении открытого конкурса по закупке (извещение N0161300000116000152) не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.
На заседании Заказчик пояснил, что в извещении о проведении открытого конкурса на выполнение работ по замене существующих трубопроводов, сформированного программно-аппаратными средствами единой информационной системе, содержатся сведения о размере обеспечения исполнения контракта, платежные реквизиты, а в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано: "В соответствии с конкурсной документацией".
Кроме того, в пункте 16 раздела I "Обеспечение исполнения контракта", пункте 25 Информационной карты конкурсной документации содержится информация об обеспечении исполнения контракта, в том числе и о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
Доводы Заказчика подтверждаются информацией, указанной в Извещении о проведении настоящего открытого конкурса, размещенном в единой информационной системе 04.03.2016, а также утвержденной конкурсной документацией.
Таким образом, Комиссия данный довод Заявителя признает необоснованным.
3) Документация открытого конкурса не содержит запрета на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российский Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 года (далее - Перечень).
Постановление N 1457 устанавливает запрет или ограничения на внешнеэкономические операции, предусматривающие ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской федерации в связи с изданием Указа Президента РФ от 28 ноября 2015 года N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" и в рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ).
Данный запрет не является ограничением, установленным в порядке п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, а является специальной экономической мерой, которая Законом о контрактной системе не регламентируется.
Также Комиссия принимает во внимание, что из положений Постановления N1457 не следует, что оно принято в развитие ст. 14 Закона о контрактной системе, в связи с чем, Закон о контрактной системе не обязывает указывать в извещении об осуществлении закупки или закупочной документации запрета, предусмотренного постановлением N1457, со ссылкой на эту статью Закона о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих об обратном или опровергающих выводы Комиссии в этой части, Заявителем к жалобе не приложены, к заседанию Комиссии не предоставлены, Комиссией в рамках рассмотрения настоящего дела не установлены.
Таким образом, третий довод жалобы Комиссия признает необоснованным.
Исходя из вышесказанного, Комиссия антимонопольного органа в действиях Заказчика не установила нарушений положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения документации - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по замене существующих трубопроводов на трубопроводы диаметром 800 мм - 1000 мм в заводской пенополимерминеральной изоляции по объекту: "Реконструкция Физкультурного теплового коллектора"" (извещение N0161300000116000152) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии О.О. Щур
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 марта 2016 г. N 116/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2016