Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 марта 2016 г. N 108/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области СолонинаК.В.,
в присутствии представителей:
от заявителя - Кон В.Д. (доверенность от 11.01.2016);
от заказчика - Лукьяненко М.Н. (доверенность Nб/н от 25.03.2016), Серова А.А. (доверенность Nб/н от 25.03.2016),
рассмотрев жалобуООО "АСФАЛЬТ ДВ" на действия заказчика - Администрации Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Ремонт памятников культурного наследия" (извещение N0361300004616000137),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "АСФАЛЬТ ДВ" на действия заказчика - Администрации Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Ремонт памятников культурного наследия" (извещение N0361300004616000137).
Жалоба подана до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Заказчиком утверждена аукционная документация "Ремонт памятников культурного наследия", размещенная 15.03.2016 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Заявитель считает,что Заказчиком нарушены положения ст. 6 и п. 3 ч. 2 ст. 31. Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика считает, что в его действиях отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99Закона о контрактной системевнеплановую проверку,установила следующее:
Заказчиком было размещено извещение N0361300004616000137и аукционная документация о проведении электронного аукциона15.03.2016 в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 15973462 рубля 00 копеек.
В своих доводах Заявитель говорит следующее:
1) Заказчикомдопущен вопиющий факт того, что до проведения аукционных процедур, фактически к работам уже допущен подрядчик, проводящий ремонтные работы до заключения с ним контракта. Данный факт является прямым нарушением действующего законодательства в сфере контрактной системы. Заявитель на заседании Комиссии представил фото объектов закупки и видеозапись работ, которые ведутся на указанных объектах;
2) Заказчик незаконно установил дополнительные требования к участникам закупки, а именно, соответствие участника п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99).
3) Заказчик, по мнению Заявителя, незаконно объединил два объекта закупки в один аукцион, тем самым нарушил интересы других участников, а также положения Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В опровержение первого довода Заказчик на заседании пояснил, что работы ведутся специалистами Муниципального казенного учреждения "Управлением капитального строительства" Углегорского муниципального района (В.А. Антропов"). В качестве подтверждения своих слов Заказчик представил Распоряжение Администрации Углегорского муниципального района "О поручениях мэра Углегорского муниципального района" от 29.02.2016 N57-р, а также копии постановления администрации Углегорского муниципального района "О создании муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Углегорского муниципального района от 21.12.2012 N496 и Устава данного учреждения.
Согласно указанномураспоряжению, на объектах закупки проводятся работы по исследованию состояния памятников культурного наследия для определенияобъема необходимых работ в срок до 30 апреля 2016 года. По результатам исследований провести подготовительные работы для проведения их ремонта. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложен на первого вице-мэра администрации Углегорского муниципального района С.В. Дорощука.
Кроме того, указанные объекты закупки находятся в распоряжении Заказчика на основании договора о безвозмездном пользовании, и действия администрации Углегорского муниципального района регламентированы гражданским законодательством.
В то же время, из фото и видеозаписи, представленных Заявителем,невозможно сделать вывод о том, что работы ведутся сторонней организацией.
Таким образом, Комиссия приняла во внимание доказательства, представленные Заказчиком, и признала первый довод необоснованным.
В опровержение второго довода Заказчик пояснил, что дополнительные требования установлены им в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Установление дополнительных требований ко второму объекту закупки "Памятному знаку в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне" обусловлено тем, что хоть объект и не значится в реестре памятников культурного наследия, не включенных в единый государственный реестр, но при этом он состоит на государственном учете и подлежит государственной охране, до принятия решения о включении его в единый государственный реестр.
Заказчиком на заседании Комиссии представлено письмо, выданное Министерством культуры и архивного дела Сахалинской области от 29.03.2016 N1.9-967/16-0, из которого следует, что объект "Памятный знак в честь 40-летия Победы над Фашистской Германией и милитаристкой Японией" установлен в городе Углегорске, на месте братской могилы 1945 года, на берегу моря в 1986 году. Обелиск создан по проекту художника В. Борисова и архитектора В. Кривоноса. Представляет собой изображение двух клинков-пилонов, соединенных кубом, на котором размещена надпись "1945", на южной стороне имеется табличка с текстом "Воинам-десантникам Советской Армии, освободившим наш город от японских захватчиков". На северной стороне размещено изображение пятиконечной звезды с лавровой ветвью и надпись "Слава героям!". Пилоны облицованы плиткой светлого цвета. Памятник установлен на трехуровневом стилобате.
Является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.
Согласно ст. 3 Федеральному закону от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными сними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки в части соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системеПравительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Части 3, 4, 5 Закона о контрактной системе гласят, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системезаказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 Правительство Российской Федерации устанавливает, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
К пункту 1 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда" установлены дополнительные требования, а именно:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
В пункте 26 Информационной карты аукционной документации Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки, а именно: Соответствие участника п. 3 ч. 2 ст. 31 N 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99.
1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Исходя из вышесказанного, Комиссия не установила нарушений положений Закона о контрактной системе, допущенных Заказчиком при установлении дополнительных требований к участникам закупки.
В опровержение третьего довода, Заказчик пояснил, что Закон о контрактной системе не содержит прямого запрета на включение в одну закупку для проведения ремонта нескольких объектов.
Заказчик самостоятельно принимает решение о формировании объекта закупки, в отношении предмета размещаемой закупки, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
В данном случае Заказчик считает объединение в одну закупку двух объектов экономически более обоснованным, технологически целесообразным и, не нарушающим принципы контрактной системы в сфере закупок, установленными статьями 6-12 Закона о контрактной системе. Объединение в одну закупку двух объектов, по мнению Заказчика, дает подрядной организации оптимизировать свою технологическую цепочку ремонтных работ на объектах, ускорить сроки выполнения ремонтных работ на каждом объекте.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции" N135-ФЗ наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также припроведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Кроме того, положениями ч.ч. 2 и 3 указанной ст. 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено следующее: наряду с установленными ч. 1 данной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировокна размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок; наряду с установленными ч. 1 и 2 данной статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Заказчик объединил в один лот два объекта закупки, которые несут в себе историческую ценность, технологически связаны между собой, так как необходимо провести ремонт и того, и другого объекта. Комиссия, учитывая вышесказанное, решила признать третий довод Заявителя необоснованным.
Таким образом, Комиссия в действияхЗаказчиканарушений требований Закона оконтрактной системе не установила.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобуООО "АСФАЛЬТ ДВ" на действия заказчика - Администрации Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Ремонт памятников культурного наследия" (извещение N0361300004616000137)- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А.Пахомова
Члены комиссии О.О.Щур
К.В.Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 марта 2016 г. N 108/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2016