Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 апреля 2016 г. N 124/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Слонина К.В.
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В присутствии представителей сторон от заказчика Графениной О.С., Попова В.В., в отсутствии представителей от заявителей уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест" и ООО "Сноупром" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"" (извещение N 1061200000316000001),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступили жалобы ООО "Стройинвест" и ООО "Сноупром" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" (далее - Заказчик) по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"" (извещение N 1061200000316000001) (далее - конкурс).
По мнению Заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и приводит к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком утверждена конкурсная документация по указанному выше объекту, размещенная 01.02.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт). В извещение о проведении конкурса вносились изменения от 09.02.2016 и 11.03.2016. В частности в конкурсную документацию.
ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает на следующие доводы:
1. Заказчиком не установлен конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно представление банковской гарантии со сроком действия, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В п. 4.1. Проекта контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта по "20" декабря 2016 года включительно.
Таким образом, возможно, определить срок действия банковской гарантии, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц. Довод заявителя признается необоснованным.
2. Заказчик установил размер авансового платежа в 30% от начальной (максимальной) цены контракта, а обеспечение исполнения контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В извещении об открытом конкурсе указано, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 666 721 220,00 рублей. Размер обеспечения контракта составляет 200 016 366,00 рублей.
В п. 2.5 Проекта контракта указано, что Заказчик по предъявлению счёта выплачивает Подрядчику аванс в размере 30% от цены контракта. Погашение аванса производится при расчётах за выполненные работы, путём удержания средств в процентном соотношении аванса к цене контракта от стоимости выполненных работ, до полного погашения.
Согласно п. 8.1 Проекта контракта - в целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему контракту исполнитель предоставляет: безотзывную банковскую гарантию или вносит денежные средства на указанный Заказчиком счет в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 33 336 061 (тридцать три миллиона триста тридцать шесть тысяч шестьдесят один) рубль 00 копеек.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается обоснованным, а Заказчик нарушившим ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Однако допущенное нарушение не повлекло за собой ограничения количества участников и устранимо на стадии заключения контракта. Таким образом, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений при заключении контракта.
Заявитель ООО "Сноупром" в своей жалобе указал на следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1. В действующей редакции конкурсной документации от 11.03.2016 Заказчик исключил из Технического задания (далее по тексту - ТЗ) основные технические параметры, как количество линейных опор, мощность привода и диаметр тягово-несущего каната. Таким образом, Заказчик нарушил ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель считает, что Заказчик обязан придерживаться технических параметров указанных в проектной документации и указать в ТЗ "количество линейных опор не менее 12 шт.", "мощность привода не менее 400 кВт", "диаметр каната не менее 46 мм".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
В ТЗ указано, что функциональные, технические характеристики объекта закупки указаны Ведомости объемов работ (приложение N1 к ТЗ) и Технических требованиях к применяемым материалам, конструкциям (изделиям) и оборудованию (приложение N2, N3 к ТЗ), являющиеся неотъемлемой частью настоящего ТЗ, документации об открытом конкурсе.
Установлено, что в ТЗ отсутствуют основные технические параметры, как количество линейных опор, мощность привода и диаметр тягово-несущего каната. Однако такие технические характеристики и параметры указаны в Ведомости объемов работ и Технических требованиях к применяемым материалам, то есть в проектной документации.
Таким образом, исключение и отсутствие в ТЗ основных технических параметров, как количество линейных опор, мощность привода и диаметр тягово-несущего каната, не влечет нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как такие параметры указаны в проектной документации, которая является неотъемлемой частью ТЗ и документации об открытом конкурсе в целом, что позволяет определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании изложенного первый и второй довод жалобы ООО "Сноупром" признаются необоснованными.
3. Заказчиком нарушен двухдневный срок размещения на портале закупок разъяснений положений документации. Так запрос исх. 14/03-16 от 14.03.2016 получен Заказчиком 14.03.2016. Однако разъяснения положений конкурсной документации до сих пор не размещены.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Заказчик представил указанный выше запрос, который зарегистрирован под входящим номером вх.N561 от 15.03.2016.
Согласно информации о закупке N1061200000316000001 с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещено разъяснение положений конкурсной документации от 17.03.2016 NРД16 на указанный выше запрос заявителя.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается необоснованным.
4. В извещении об открытом конкурсе указано, что место вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам осуществляется по адресу: Российская Федерация, 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 49, 201, однако в п. 16 Информационной карты установлено, что вскрытие конвертов с заявками будет проводиться по адресу: Российская 693010, Российская Федерация, г. Южно-Сахалинск, ул. Горького 7/1, кабинет N 202. В связи с этим заказчик нарушил п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе. Кроме того, в Информационной карте указано, что время окончания подачи заявок 11:00 29.03.2016, а в скрытие конвертов 29.03.2016 в 11:10 по адресу, то участник закупки находящийся по иному адресу не сможет присутствовать на вскрытии конвертов. Таким образом, Заказчик нарушил ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Согласно ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.
В извещении об открытом конкурсе указано, что место вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам осуществляется по адресу: Российская Федерация, 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 49, 201.
В п. 15 Информационной карты указано, что дата и время окончания срока подачи заявок: 11:00 (время местное) 29 марта 2016г. Место подачи заявок: 693010, Российская Федерация, г. Южно-Сахалинск, ул. Горького 7/1, кабинет N 202, с 9.00 до 17.12, в рабочие дни, в предпраздничные дни с 9.00 до 16.12 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов).
Согласно п. 16 Информационной карты, вскрытие конвертов с заявками будет проводиться по адресу: Российская 693010, Российская Федерация, г. Южно-Сахалинск, ул. Горького 7/1, кабинет N 202.
Таким образом, в извещении об открытом конкурсе указана информация не соответствующая конкурсной документации, в связи с этим невозможно достоверно определить место вскрытия конвертов.
Кроме того, противоречивая информация в извещении и информационной карте могли привести к невозможности обеспечить участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе в случае осуществления на том или ином адресе вскрытия конвертов.
На основании изложенного, Заказчик признается нарушившим п. 6 ч. 3 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Однако допущенные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в связи с чем по указанным нарушениям предписание не выдавать.
5. Заказчиком не исполнено предписание об устранении нарушений выданное по результатам рассмотрения дела 57/1/16 от 02.03.2016.
Заказчиком указанное предписание исполнено, что подтверждается внесенными изменениями в извещения о проведении открытого конкурса, в том числе в документацию от 11.03.2016.
Комиссия, руководствуясь ч. 3, 15 и п. 2 ч. 22 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"" (извещение N 1061200000316000001) - обоснованной частично.
2. Признать жалобу ООО "Сноупром" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"" (извещение N 1061200000316000001) - обоснованной частично.
3. Заказчика - Областное автономное учреждение "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" признать нарушившим требования п. 6 ч. 3 ст. 49, ч. 2 ст. 52 и ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику - Областному автономному учреждению "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии К.В. Солонин А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 апреля 2016 г. N 124/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016