Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 ноября 2016 г. N 464/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителей: от заказчика - Квак Ю.М., от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В., в отсутствии представителей от заявителя, уведомленного надлежащем образом, рассмотрев жалобу ООО "Тим Восток" на действия аукционной комиссии - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту акушерского корпуса г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 75" (извещение N 0361200015016004240),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Тим Восток" (далее также - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее также - Уполномоченное учреждение, аукционная комиссия) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту акушерского корпуса г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 75" (извещение N 0361200015016004240) (далее - аукцион).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По мнению Заявителя, аукционная комиссия с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) отклонила заявку Общества.
13.10.2016 16:45 (МСК+8) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Уполномоченным учреждением.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что первая часть его заявки полностью соответствует требованиям аукционной документации и, что аукционная комиссия незаконно отклонила заявку тем самым нарушила ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Представители Уполномоченного органа и заказчика в своих возражениях и на рассмотрении жалобы указали, что заявка Общества отклонена обоснованно. Вместе с тем учитывая разъяснение положений документации N 537744, Заказчику требуются конкретные характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя и числа полюсов. Участнику необходимо выбрать одну характеристику.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную настоящим законом, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 67 указанного Закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 указанной статьи (ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 указанной статьи, не допускается.
Пункт 14 Информационной карты аукционной документации гласит, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно инструкции по заполнению заявки участником в заявке указываются конкретные показатели (значения) товара, соответствующие требованиям "Характеристики (показатели) материалов (товаров), которые должны быть использованы при выполнении работ" Раздела III "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", в соответствии с требованиями Главы 4 раздела I "ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ" настоящей документации об электронном аукционе и инструкцией по заполнению заявки.
Участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать согласие на выполнение работ и сведения о строительных материалах, изделиях, оборудовании, которые будут применяться при выполнении работ, указав их конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе. При этом наименования и значения показателей, используемых при выполнении работ строительных материалов, изделий, оборудовании, должны соответствовать наименованиям, значениям показателей строительных материалов, изделий, оборудовании, в том числе техническим параметрам, установленным в Техническом задании. При подаче сведений участник электронного аукциона должен применять обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании.
В Техническом задании к товару "Выключатели автоматические" предъявлены требования к показателям товара "Число полюсов не менее 1, 2, 3, 4" и "Характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя В, С, D".
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0361200015016004240 от 02.11.2016 заявка Общества отклонена в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее Закон), участник электронного аукциона, подавший заявку на аукцион, не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 вышеуказанного Закона. В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 66 Закона, а так же пп б п. 3 ч. 4.2.3 раздела 1 аукционной документации Заказчиком было установлено требование, о том, что участник размещения заказа в составе первой части заявки представляет: согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 4.2.3 настоящей инструкции, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; Участник закупки не представил конкретные показатели в составе своей заявки по позициям: Заказчиком в перечне показателей товаров Раздела III Документации об электронном аукционе были установлены требования к товару: Выключатели автоматические Характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя В, С, D Число полюсов не менее 1, 2, 3, 4. Участником размещения заказа указаны данные позиции без указания конкретных показателей к товару: Выключатели автоматические Характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя В, С, D Число полюсов не менее 1, 2, 3, 4. п.2 Участником не выбраны конкретные показатели: характеристика срабатывания электромагнитного расцепителя и число полюсов, установленные Заказчиком в Разделе III Документации об электронном аукционе
Комиссия Сахалинского УФАС России не может согласиться с решением аукционной комиссии указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Характеристика срабатывания электромагнитного расцепителя указана в виде показателей В,С,D через запятую, число полюсов указано в виде показателей 1,2,3,4 через запятую. В обоих случаях идет перечисление требований к характеристикам показателей, которые ввиду применения запятой для их разделения не являются взаимоисключающими друг друга, так как по правилам русского языка это перечисление одно родных членов.
По сути в требованиях заказчика к данному товару было предоставить выключатели автоматические с характеристиками срабатывания электромагнитного расцепителя и В и С и D, с числом полюсов и 1 и 2 и 3 и 4.
Таким образом, учитывая положения документации, в частности инструкцию по заполнению заявки и требования к товару в Техническом задании, Комиссия приходит к выводу, что участник закупки указывает конкретные показатели следующим образом: (характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя) "В, С, D"; (число полюсов) "1, 2, 3, 4". В заявке Общества показатели указаны таким же образом.
В связи с этим, заявка Общества соответствовала требованиям документации. Аукционная комиссия нарушила ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе
Кроме того, доводы Уполномоченного учреждения и Заказчика в обосновании своей правовой позиции о том, что разъяснения документации N 537744 требуют конкретные характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя и числа полюсов и участнику необходимо выбрать одну характеристику, Комиссией не принимаются по следующим основаниям.
Как указано выше, Комиссия сделала вывод, что участник закупки указывает конкретные показатели следующим образом: (характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя) "В, С, D"; (число полюсов) "1, 2, 3, 4".
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Однако из разъяснения N 537744 следует, что они изменяют суть документации, что является нарушением ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что исходя из разъяснений N 537744, пояснений представителей сторон присутствующих на рассмотрении, Заказчику необходимо поставить автоматические выключатели с конкретным показателем характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя - В или С или D"; и конкретным показателем числа полюсов - 1 или 2 или 3 или 4.
Данный факт также обусловлен тем, что автоматический выключатель не может быть одновременно с числом полюсов "1, 2, 3, 4", а также характеристиками расцепителя "В, С, D".
Согласно ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" Автоматические выключатели классифицируют по ряду критериев: число полюсов: - однополюсные; - двухполюсные с одним защищенным полюсом; - двухполюсные с двумя защищенными полюсами; - трехполюсные с тремя защищенными полюсами; - четырехполюсные с тремя защищенными полюсами; - четырехполюсные с четырьмя защищенными полюсами; типы характеристики мгновенного расцепления - типа В, типа С, типа D.
Таким образом, исходя и принципов разумности и потребности в закупаемом товаре, можно сделать вывод, что Заказчику закупить, а участнику закупки необходимо предложит товар с конкретными показателями.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Учитывая положения инструкции по заполнения заявки, а также требования к спорным показателям, указанным в Техническом задании аукционной документации, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик не должным образом сопоставил свои потребности, требования государственных стандартов с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке. Инструкция по заполнения заявки не содержит четких положений по заполнению спорных показателей, как на то хочет Заказчик.
Такие нарушения могут привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия признает Уполномоченное учреждение нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В то же время Комиссия отмечает то факт, что данные нарушения не опровергают нарушения ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе допущенные аукционной комиссией, так как она должна оценивать заявки исходя из установленных положений аукционной документации.
Согласно требованиям п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тим Восток" на действия аукционной комиссии - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту акушерского корпуса г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 75" (извещение N 0361200015016004240) - обоснованной.
2. Признать Уполномоченное учреждение в лице ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" нарушившим ч. 5 ст. 65, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" и ГБУЗ Сахалинской области "Городской родильный дом города Южно-Сахалинска" нарушившей ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Уполномоченное учреждению - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области", аукционной комиссии ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" и ГБУЗ Сахалинской области "Городской родильный дом города Южно-Сахалинска" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица (лиц) допустившего (их) нарушения, указанные в п. 2, 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии К.В. Солонин
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 ноября 2016 г. N 464/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016