Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 ноября 2016 г. N ВП-37/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.;
главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.
В присутствии представителей от заказчика: Ватолиной Н.А., Бянкина А.С., Денина В.В., от ООО "Сахалинская медицинская компания" (далее также - Общество, Заявитель): Ивановой Л.С., Ковалевой Т.М., Криворучко И.Г., рассмотрев обращение Общества на положения аукционной документации утвержденной заказчиком - ОКУ "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" для проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка и монтаж стерилизационного и дезинфекционного оборудования по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N0861200002616000030) (далее - аукцион), проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст.99 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) внеплановую проверку, установила следующее:
21.04.2016 вх. 1630 в Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Сахалинская медицинская компания" на положения аукционной документации утвержденной заказчиком - ОКУ "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" для проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка и монтаж стерилизационного и дезинфекционного оборудования по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N0861200002616000030).
Порядок подачи жалобы определен в ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок".
До поступления жалобы Общества Комиссией Сахалинского УФАС России принято решение по делу N 162/16 от 21.04.2016 по жалобам ООО "Строительные Заводы" и ООО "Техноресурс Проект".
Согласно данному решению жалобы ООО "Строительные Заводы" и ООО "Техноресурс Проект" признаны необоснованными. Таким образом, Сахалинское УФАС, руководствуясь п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе, возвратило жалобу ООО "Сахалинская Медицинская Компания" без рассмотрения, так как при рассмотрении жалоб ООО "Строительные Заводы" и ООО "Техноресурс Проект", в которых обжаловались действия заказчика, контрольным органом проводилась внеплановая проверка, по результатам которой нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Общества с ограниченной ответственностью "Сахалинская Медицинская Компания" не согласилось с решением Сахалинского УФАС России, в связи с чем обратилось Арбитражного суда Сахалинской области с заявлением о признании незаконными решения от 25.04.2016 N05-1664 о возвращении заявления от 21.04.2016 об обжаловании действий областного казенного учреждения "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области"; обязании рассмотреть такое заявление; обязании отменить определение поставщика и приостановить действие заключенного контракта до рассмотрения заявления от 21.04.2016.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области заявление Общества принято к производству и назначено дело N А59-2893/2016.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 22.09.2019 по делу А59-2893/2016 решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, изложенное в письме от 25 апреля 2016 года N05-1664, о возвращении без рассмотрения жалобы ООО " Сахалинская медицинская компания" от 21.04.2016 исх. N113 на действия заказчика - областного казенного учреждения "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту : "Поставка и монтаж стерилизационного и дезинфекционного оборудования по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске" признано незаконным. Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области обязано в установленный Федеральным законом N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок принять к рассмотрению и рассмотреть по существу жалобу ООО " Сахалинская медицинская компания" от 21.04.2016 исх. N113 на действия заказчика - областного казенного учреждения "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту : "Поставка и монтаж стерилизационного и дезинфекционного оборудования по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске".
Пункт п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе гласит, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из жалобы Общества следует, что им обжалуются действия Заказчика, в частности положения аукционной документации.
Согласно информации полученной с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, по результатам вышеуказанной закупки 25.05.2016 заключен контракт. Фактически сроки, указанные в ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе истекли.
Согласно п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного указанной статьей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 105 Закона о контрактной системе, не представляется возможным исполнить решение суда в части принятия к рассмотрению и рассмотреть по существу жалобу ООО "Сахалинская медицинская компания".
Вместе с тем Сахалинское УФАС России назначило проведение настоящей проверки в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе.
Проведение настоящей внеплановой проверки не преследует цели восстановления нарушенных прав Общества. Это обусловлено тем, что на момент проведения проверки контракт по указанной закупке заключен и находится на стадии исполнения. В полномочия Сахалинского УФАС России не входит приостановка, отмена исполняемого контракта, равно как и признание заключенных контрактов, недействительными.
Проверка проводиться с целью выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действии (бездействии) Заказчика, а также привлечения к административной ответственности в случае установления таких нарушений.
25.03.2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Поставка и монтаж стерилизационного и дезинфекционного оборудования по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N0861200002616000030) (далее - аукцион)
Заказчиком является Областное казенное учреждение "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 47 361 670 руб. 33 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 22 апреля 2016 года 9 час. 00 мин.
Комиссией установлено, что Общество несогласно с положениями аукционной документации. Данное несогласие выражалось в жалобе от 21.04.2016 вх. 1630, а также в исковом заявлении.
По мнению Общества, Заказчиком при описании объекта закупки, не учтены требования Приказа Минздрава России от 01.11.2012 N572н и ГОСТа 20509-75. В аукционной документации прописана поставка конкретного оборудования, что явилось нарушением требований Закона N 44-ФЗ и привело к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п. 9 Технического задания указаны требования к Камере дезинфекционной - Предназначена для дезинфекции (дезинсекции) одежды, обуви, постельных принадлежностей и других вещей по паровоздушному и пароформалиновому методам, а также дезинфекции книг по паровоздушному методу.
Общество говорит о том, что в Техническое задание неправомерно включена поставка камеры дезинфекционной пароформалиновой, использование которой в оснащения Перинатального центра, запрещено Минздравом России.
Однако Комиссия отмечает тот факт, что Общество не представило каких-либо доказательств, что Минздрав России запрещает оснащать Перинатальные центры камерами дезинфекционными пароформалиновым методом.
Кроме того, обществом не представлено каких-либо документов в обосновании своей позиции, что в документации указаны требования для поставки конкретного оборудования, в том числе, что Заказчик необъективно описал объект закупки.
Также в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что для оборудования дезинфекционного отделения строящегося перинательного центра заключен контракт на приобретение паравоздушно- пароформалиновойкамеры-КВФ-3/2,14-"СЗМО" Российского производства.
Данная камера зарегистрирована в государственном Реестре медицинского оборудования допущенного к использованию в Российской Федерации и широко эксплуатируется в медицинских организациях, в т.ч. учреждениях родовспоможения.
Паровоздушная/пароформалиновая дезинфекционная камера (ВФЭ-02/09) в настоящее время эксплуатируется в действующем перинатальном центре ГБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница". Дезинфекционная камера КВФ- 3/2,1-"СЗМО" закуплена для строящегося перинатального центра в г. Ставрополь.
При этом представители Заказчика пояснили, что спорная камера может работать с использованием в качестве основного дезинфектанта, как паров формалина, так и обычного пара. При этом конструкция паровоздушной камеры предусматривает принудительную конвекцию пара внутри обеззараживаемых предметов, что делает ее более эффективной, в сравнении с обычной паровой камерой. Эксплуатация камеры не будет противоречить п. 1 разд. 11.4 приложения 11 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н. т.к. данный приказ не содержит запрета к использованию других дезинфекционных камер.
Кроме того, в ходе проведения проверки привлечено Министерство здравоохранения Сахалинской области.
Согласно письму главного врача ГБУЗ "Дезстанция им.Ю.А.Заккис" (главный внештатный эпидемиолог министерства здравоохранения Сахалинской области) закупку дезинфекционного оборудования по контракту N0861200002616000030 для строящегося перинатального центра, считает обоснованной в связи с тем, что дезинфекционная камера паровоздушная/пароформалиновая, универсальная, имеет широкое назначение и предусмотрена для дезинфекции (уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний), дезинсекции (уничтожения насекомых и членистоногих) одежды, обуви, постельных принадлежностей и других вещей по паровоздушному и пароформалиновому методам, а также дезинфекции книг по паровоздушному методу. Кроме того, дезинфекционная камера может использоваться в различных отраслях: медицине, прачечных, кожевенном и меховом производстве и др. Действующим агентом в указанной камере являются пар, нагретый воздух и формальдегид.
Наиболее надежным бактерицидным действием обладает насыщенный, текучий водяной пар t° 100-120°, и потому дезинфекция таким паром заслуживает предпочтения перед другими способами обеззараживания во всех случаях, когда применение паровой дезинфекции не сопряжено с порчей обеззараживаемых объектов. Для нормальный и эффективной работы дезинфекционной камеры, использующей водяной пар, необходимо обеспечить бесперебойное снабжение ее насыщенным водяным паром в достаточном количестве и соответствующей температуры, для чего устанавливается паровой котел, состоящий из собственного котла, топки и арматурного котла. Как правило паровой котел работает на твёрдом или жидком топливе. При использовании работы камеры, по правилам техники безопасности паровой котел должен быть установлен в отдельном помещении, отгороженном от камерных помещений кирпичной стеной.
Учитывая трудоемкость получения, насыщенного пара при постоянной температуре 100°С и выше, наиболее экономичным является паровоздушный метод дезинфекции, который основывается на действии двух агентов, пара (80-100% влажности) и нагретого воздуха (температуры 80-98°С).
Формальдегид усиливает действие пара с воздухом, что позволяет снизить температуру в камере до 58-60°С, которая вполне допустима при обработке меховых и кожаных изделий.
Хлопчатобумажные ткани выдерживают более высокую температуру смеси пара с воздухом, что и используется в пароформалиновых камерах - паровоздушной смесью (увлажненным нагретым воздухом) без формалина для любых вещей, кроме меха и кожи, а дезинсекции - включая мех и кожу.
Такой (паровоздушный) метод позволяет увеличить производительность пароформалиновой камеры в несколько раз за счет более плотной загрузки и сокращения экспозиции.
Пароформалиновый метод является трудоемком и сложным процессом, требующим от персонала максимального внимания и затраты большого количества времени. Даже при обработке вещей, зараженных вегетативными формами микроорганизмов, сеанс длится не менее 2 часов. Поэтому обработка вещей по пароформалиновому методу в настоящее время очень ограничена и применяется только при обработке меховых и кожаных вещей, все остальные вещи обрабатываются увлажненным нагретым воздухом.
Действующим агентом в газовых дезинфекционных камерах являются химические вещества, применяемые в газообразном состоянии. Из таких веществ наибольшее распространение имеют формальдегид и сернистый ангидрид. Газовые дезинфекционные камеры применятся главным образом для целей дезинсекции, так как бактерицидные свойства их не надежны, и только формалиновые камеры предназначены для дезинфекции.
Конструктивно пароформалиновая камера отличается от паровой тем, что пар в камеру поступает снизу, поэтому не ставится задача удаления воздуха из камеры, как это имеет место в паровых камерах.
Таким образом, дезинфекционную камеру по действующим агентам можно отнести как к паровой, так и к газовой дезинфекционной камере.
Объектами дезинфекции в закупленной дезинфекционной камере перинатального центра предусматриваются только постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла) от пациентов, обеззараживание которых будет проводится только по паровоздушному методу.
Также заместитель министра здравоохранения пояснил, что использование в перинатальных центрах дезинфекционных камер с методом дезинфекции паровоздушным и/или пароформалиновым способом допускается.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от г. N 572, как и другие, нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения РФ, Роспотребнадзора, Росздравнадзора не содержат запрета к использованию паровоздушных/пароформалиновых дезинфекционных камер в учреждениях родовспоможения.
Дезинфекционные камеры подобного типа закуплены и используются учреждениями родовспоможения во многих субъектах Российской Федерации
Кроме того камера подобного метода дезинфекции (ВФЭ- 02/09) уже установлена и успешно работает в существующем перинатальном центре ГБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница", а также в Федеральном перинатальном центре им Кулакова г. Москва.
Применение Приказа от 01.11.2012 г. N 572-н, при осуществлении закупки на поставку стерилизационного и дезинфекционного оборудования, в части использования при составлении описания объекта закупки не обязательно, т.к. Приказ не содержит показателей, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и не связан с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Потребностью перинатального центра по данной части закупки является камерная дезинфекция одежды, обуви, постельных принадлежностей, а также книг.
При, этом возможность использования метода пароформалиновой дезинфекции является опцией, которая будет использована при необходимости дезинфекции очень чувствительных материалов, портящихся при температуре выше +57-59 °С - кожаные, меховые, резиновые изделия, обувь, книги и т.д., при проведении в учреждении противоэпидемических мероприятий при заносе (угрозе) возбудителей гриппа, других карантинных, либо особо-опасных инфекций.
Недостатком паровой камеры является отсутствие возможности дезинфекции очень чувствительных материалов, портящихся при температуре выше +57-59 С, что не отвечает потребностям перинатального центра.
Также Комиссия отмечает, что ни приказ Минздрава РФ от 01.11.2012 N572н, ни ГОМТ 20509-75 не указаны как нормативные документы, в соответствии с которыми должна была осуществляться поставка и монтироваться специализированное оборудование, и в самой аукционной документации. .
Учитывая вышеизложенное Комиссия пришла к выводу, что Заказчик при описании объекта закупки, руководствовался нормами действующего законодательства о контрактной системе, а также собственными потребностям. При этом, Комиссия ну установила в действиях Заказчика нарушений ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Каких-либо документов и иных доказательств, подтверждающих позицию Общества, последним не представлено. Позиция Общества основана на внутренних убеждениях и собственном понимании и толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - ОКУ "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка и монтаж стерилизационного и дезинфекционного оборудования по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N0861200002616000030) нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 ноября 2016 г. N ВП-37/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2016