Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 12 апреля 2016 г. N 13111/03-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
членов |
- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П., - специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.; |
в отсутствие сторон, |
|
рассмотрев дело N 13 111/03-2016, возбужденное по жалобам ООО "Технодор-Сервис" и ООО "СТОУН-XXI" на положения аукционной документации (заказчик - Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, уполномоченный орган - Комитет по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска) по электронному аукциону N 0368300000116000257 на оказание услуг финансовой аренды (лизинг) на приобретение подметально-уборочных машин (начальная (максимальная) цена контракта - 30 876 768,04 руб., дата окончания подачи заявок - 29.04.2016 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 2006 от 05.04.2016 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "Технодор-Сервис" на положения аукционной документации при проведении указанного электронного аукциона.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя, в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации указаны характеристики объекта закупки, которые вводят в заблуждение участников, что не позволяет определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика, а именно: конструкционная масса - не более 4100 кг (вместо характеристики "снаряженная масса"), максимальная допустимая масса - не менее 7000 кг, характеристика "объем двигателя - не более 3 620 см" и "мощность двигателя - не более 50 кВт" соответствует конкретному дизельному двигателю марки KUBOTA V 3600 (KUBOTA V3300), устанавливаемого в качестве привода мощности для основного гидравлического насоса на подметально-уборочную машину Scandia 2W.
29.03.2016 г. ООО "Технодор-Сервис" был направлен запрос на разъяснение указанных технических характеристик. 31.03.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок был размещен ответ на запрос, содержащий указание на то, что под конструкционной массой понимается масса ненагруженной подметальной машины без заполнения баков с водой, топливного бака, гидравлического бака, перемещаемого мусора в кузов впереди идущего самосвала. При учёте данных параметров максимальная допустимая масса может превышать 7 000 кг. Относительно нарушения правил описания объекта закупки, а так же относительно ограничения круга участников, что, по мнению автора запроса, является нарушением Закона РФ 44-ФЗ в ответе на запрос заказчик указывает, что предметом настоящей закупки является не товар с определенными техническими параметрами, а услуги финансовой аренды (лизинга).
Вх. N 2078 от 07.04.2016 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "СТОУН-XXI" на положения аукционной документации при проведении указанного электронного аукциона.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
В аукционной документации содержатся требования к закупаемому товару (приложение N 1 к документации об электронном аукционе), которым соответствует только прицепная подметальная машина SCANDIA 2W.
Потенциальными участниками закупки направлялись запросы на разъяснение аукционной документации с целью изменить требования, установленные в техническом задании. Вместе с тем, организацией, осуществляющей закупку, отказано во внесении изменений, в связи с тем, что предметом закупки является финансовая услуга (лизинг), а не приобретение прицепной подметальной машины.
На заседание Комиссии 11.04.2016 г. представитель ООО "Технодор-Сервис" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке уведомления по электронной почте 07.04.2016 г. в 16:14), представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (вх. N 2196 от 11.04.2016 г.).
Представитель ООО "СТОУН-XXI" на заседание Комиссии 11.04.2016 г. не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке уведомления по электронной почте 07.04.2016 г. в 16:13).
На заседании Комиссии 11.04.2016 г. представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобах, не согласилась, представила письменные пояснения, содержащие, в том числе, указание на следующее.
Предметом закупки является не поставка товара с определенными техническими характеристиками, а услуги финансовой аренды (лизинга), суть которых в кредитовании приобретения основных фондов. Участник закупки - лизинговая компания, которая приобретает в собственность имущество и передает его в пользование заказчику на длительный срок.
Любая лизинговая организация, готовая оказать услуги лизинга по закупке, может приобрести предмет лизинга у различных поставщиков (например, BRODD Son г. Мотала, Швеция, ООО "Нордик Тех", Brodd Sweden AB Sjgatan 27 SE-591 30 Motala, компания "АТВ", ООО "ПАРИТЕТ" и др.).
Таким образом, в аукционную документацию не включены требования, влекущие ограничение участников закупки.
В соответствии с приложением N 1 к документации об аукционе заказчиком были установлены технические характеристики подметально-уборочной машины, в том числе:
- максимально допустимая масса - не менее 7000 кг: при указанном значении машина может перевозить не только песок, листву и пластик, но и щебень, который остается после проведения дорожно-строительных работ;
- объем двигателя - не более 3 620 см: объем двигателя влияет на расход топлива (чем больше объем двигателя, тем больше расход топлива). Указанному требованию удовлетворяют двигатели Kubota V, Lombardini LDW, HATZ 4H.
На заседании Комиссии 11.04.2016 г. представитель уполномоченного органа поддержал доводы представителя заказчика.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 10:40 12.04.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 26.03.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0368300000116000257 на оказание услуг финансовой аренды (лизинг) на приобретение подметально-уборочных машин (начальная (максимальная) цена контракта - 30 876 768,04 руб., дата окончания подачи заявок - 11.04.2016).
31.03.2016 г., 05.04.2016 г., 07.04.2016 г. были опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе.
07.04.2016 г. в аукционную документацию были внесены изменения и размещены в единой информационной системе.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО "Технодор-Сервис" и ООО "СТОУН-XXI" необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта и условий его исполнения, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Согласно пункту 9 Раздела 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение подметально-уборочных машин.
В Приложении N 1 к документации "Описание объекта закупки и количество" содержатся наименование техники, ее технические характеристики и количество.
В данном случае Комитет по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска является лизингополучателем, а победитель электронного аукциона - лизингодателем.
В силу части 1 статьи 5 Закона о лизинге лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Таким образом, рассматриваемый электронный аукцион проводился не среди производителей подметально-уборочных машин, и организаций, осуществляющих реализацию такой техники, а среди лизинговых компаний.
При этом, доказательств ограничение числа участников закупки - лизингодателей заявителем не представлено.
Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает запрет на закупку отдельных видов товаров машиностроения и не распространяется на выполнение работ или оказание услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, жалобы ООО "Технодор-Сервис" и ООО "СТОУН-XXI" являются необоснованными.
Кроме того, в ходе осуществления внеплановой проверки закупки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Участниками закупки в адрес заказчика 30.03.2016 г. и 07.04.2016 г. были направлены запросы о даче разъяснений положений аукционной документации, в том числе, относительно технических характеристик подметально-уборочных машин и ограничения числа участников при осуществлении указанной закупки, так как характеристикам товара соответствует единственный производитель.
Заказчиком были опубликованы ответы на запросы разъяснений - 31.03.2016 г. N РД1 и 07.04.2016 г. NРД4.
Вместе с тем, в ходе анализа указанных ответов на запросы разъяснений положений документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заказчиком предоставлены ответы только на часть запросов в виде согласия на внесение изменений в документацию, а на часть запросов ответ представлен в виде утверждения об отсутствии нарушения положений законодательства, что не может быть расценено как разъяснение положений документации и является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.7. Порядка взаимодействия заказчиков муниципального образования "город Ульяновск" с уполномоченным органом (утвержден Решением Ульяновской Городской Думы от 28.04.2010 г. N 33) заказчик предоставляет разъяснения положений конкурсной документации, документации об аукционе по запросам уполномоченного органа. Следовательно, нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе допущено со стороны заказчика.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что допущенное нарушение не влияет на результат закупки, Комиссия Ульяновского УФАС приняла решение предписание не выдавать.
Учитывая, изложенное оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление размещения закупки N 0368300000116000257.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технодор-Сервис" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СТОУН-XXI" необоснованной.
3. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Учитывая, что допущенное нарушение не повлияло на результат закупки, предписание не выдавать.
5. Передать материалы дела N 13 111/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Ю.П. Кузьминова
Е.И. Мартиросян
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 12 апреля 2016 г. N 13111/03-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2016