Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2016 г. N 2-57-2711/77-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы": Антиповой Е.О.,
при участии представителя ООО Агентство конкурентных закупок "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ": Алтухова М.В.,
рассмотрев жалобу ООО Агентство конкурентных закупок "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на разработку и согласование проектно-сметной документации с получением положительного заключения Экспертизы сметной стоимости на капитальный ремонт (Закупки N 0373200053816000026, 0373200053816000027, 0373200053816000028, 0373200053816000030, 0373200053816000036, 0373200053816000035, 0373200053816000044, 0373200053816000045, 0373200053816000046, 0373200053816000047, 0373200053816000029) (далее - Конкурсы) в соответствии с ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
В нарушение требований ч. 5 ст.106 Закона о контрактной системе, а также в нарушение требования Московского УФАС России (исх. NМГ/11970 от 28.03.2016), на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу Заказчиком не представлены запрашиваемые документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсных документациях неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсных документациях Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсах, а именно, Цена контракта, значимость критерия - 60%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость критерия - 40 % (показатели: "Описание последовательности, порядка и сроков выполнения работ на объектах"; "Методы, способствующие повышению уровня качества выполняемых работ и способы выполнения работ"; "Информация по технике безопасности и охране труда").
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсных документациях Заказчиком в приложениях к конкурсным документациям указано следующее: "Оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Правила)", а также установлен следующий порядок оценки:
1."Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок: Значимость критерия: 40%;
"Описание последовательности, порядка и сроков выполнения работ на объектах" - оценивается предложение участника по последовательности, порядку и сроков выполнения работ.
Предложение участника закупки по последовательности, порядку и сроков выполнения работ на объектах оценивается от 0 до 50 баллов.
-Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено описание по последовательности, порядку и сроков выполнения работ на объектах.
Далее количество баллов, присваиваемых каждой заявке, осуществляется Конкурсной комиссией, исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 20 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- максимальная оценка в 50 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки".
2."Методы, способствующие повышению уровня качества выполняемых работ и способы выполнения работ" - оценивается предложение участника по методам и способам выполнения работ.
Предложение участника закупки по методам и способам выполнения работ оценивается от 0 до 30 баллов.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлены методы и способы выполнения работ.
Далее количество баллов, присваиваемых каждой заявке, осуществляется Конкурсной комиссией, исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- оценка в 1 балл по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 5 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 10 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- максимальная оценка в 30 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки".
3."Информация по технике безопасности и охране труда" - оценивается предложение участника по технике безопасности и охране труда.
Предложение участника закупки по технике безопасности и охране труда оценивается от 0 до 20 баллов.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлена информация по технике безопасности и охране труда.
Далее количество баллов, присваиваемых каждой заявке, осуществляется Конкурсной комиссией, исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- оценка в 1 балл по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 5 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 10 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- максимальная оценка в 20 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки.
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателям, рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям. Порядок оценки заявок по критерию:
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку в конкурсной документации отсутствует критерий определения "комплекс выполняемых работ" и "учёт специфики в отношении объекта закупки" предложений участников, что также не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Также отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в конкурсных документациях порядка оценки заявок на участие в закупке по показателю "Информация по технике безопасности и охране труда", поскольку данный показатель оценки заявок не соответствует предмету закупки, а также поскольку в СНиП, НПБ, СП, СаНПиН, МГСН, требование о соответствии выполняемых работ установлено в конкурсных документации, содержится исчерпывающее описание правил техники безопасности и охраны труда.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в конкурсных документациях указанного показателя оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также затруднился пояснить каким образом указанный показатель оценки может обеспечивать качественное выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное не размещение Заказчиком в составе документации о закупке N0373200053816000046 порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе конкурсной документации по закупке N0373200053816000046, в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе не размещен порядок оценки заявок на участие в закупке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО Агентство конкурентных закупок "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50, ч. 5 ст.106 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.С. Бруев
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2016 г. N 2-57-2711/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016