Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2016 г. N 2-57-2576/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ООО "Газпром газораспределение Воронеж": Куклиной Л.В.,
при участии представителя Управления Судебного департамента в Воронежской области: Агеева С.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в зданиях Борисоглебского городского и Лискинского районного судов Воронежской области (Закупка N 0131100006616000192) (далее - Запрос Котировок) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в извещении о проведении запроса котировок требований, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.03.2016 NМГ/11445 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требования о выполнении работ по техническому обслуживанию газового оборудования без привлечения к исполнению государственного контракта третьих лиц, поскольку техническим заданием наряду с техническим обслуживанием оборудования котельных и газопровода (которое на основании пп. 2 п. 9 технического задания и п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществляется организациями, имеющими лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности "Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов" с местом осуществления лицензируемого вида деятельности) также оказание услуг по обследованию дымовых каналов (которые на основании пп. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" осуществляется организациями, имеющими лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) и оказание услуг по поверке средств измерения, установленных в котельной (которое на основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" осуществляется аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями).
Согласно извещению о проведении запроса котировок закупка проводится на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, при этом пп. 1 п. 9 технического задания предусмотрена обязанность исполнителя государственного контракта оказывать услуги лично, а также установлено требование о наличии у исполнителя лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности "Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов" с местом осуществления лицензируемого вида деятельности соответствующем месту нахождения обслуживаемых объектов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с тем, что при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием исполнитель государственного контракта должен обладать всеми указанными лицензиями.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 21.03.2016 NП1 закупка признана несостоявшейся, поскольку на момент окончания подачи заявок на участие в запросе котировок не подано ни одной заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при установлении в техническом задании, а также в п. 3.4.5 проекта государственного контракта требования об оказании исполнителем государственного контракта услуг, для оказания которых требуется наличие различных лицензий без привлечения соисполнителей.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что описанием объекта закупки и п. 9 технического задания предусмотрены, в том числе следующие обязанности исполнителя государственного контракта:
- иметь в своем штате обученный персонал по следующим направлениям (специальностям, профессиям):
- слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (газифицированных предприятий и ТЭУ);
- слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования;
- а также аттестованных и (или) допущенных аттестационной комиссией управления Ростехнадзора:
- специалистов организации, ответственных за обеспечение безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления;
- специалистов организации, эксплуатирующих системы газораспределения и газопотребления;
- специалистов, допущенных к работам по организации эксплуатации и ремонта ТЭУ;
- иметь аварийно-диспетчерскую службу по месту нахождения обслуживаемых объектов либо соглашение о взаимодействии при возникновении аварий на объектах газопотребления с организацией, имеющей аварийно-диспетчерскую службу по месту нахождения обслуживаемых объектов.
При этом, Заказчиком в п. 3.1.5 проекта государственного контракта установлено требование об оказании исполнителем государственного контракта услуг, предусмотренных техническим заданием собственными силами, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, а также о наличии у участника закупки трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Кроме того, установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки и п. 9 технического задания установлено следующее требование: "Все лицензии и аттестации должны быть действующими на момент заключения государственного контракта и копии их приложены к заявкам к аукционной документации".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в запросе котировок.
При этом, ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе при установлении в извещении о проведении запроса котировок указанного требования.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Газпром газораспределение Воронеж" на действия Управления Судебного департамента в Воронежской области обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, 3 ст. 33, ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2016 г. N 2-57-2576/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016