Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2016 г. N 2-57-3075/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок Д.А. Симонова,
при участии представителей:
ФГКУ "ДСРиР": Е.С. Евдокимовой, Д.В. Васина,
ЗАО "МОСЗАРУБЕЖСТРОЙ": К.В. Прокопенко,
рассмотрев жалобу ЗАО "МОСЗАРУБЕЖСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "ДСРиР" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" - строительство и реконструкция объектов Мемориального комплекса памятников обороны города 1854 - 1855 гг. "Исторический бульвар" по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, 1. (Закупка N 0373100115416000002) (далее - Конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/13394 от 06.04.2016.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
1. В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в конкурсной документации не установлен запрет на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п.8 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса Заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В п.5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" - строительство и реконструкция объектов Мемориального комплекса памятников обороны города 1854 - 1855 гг. "Исторический бульвар" по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, 1, при этом, Заказчиком, вместе с тем, в нарушение п.8 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика в части утверждения конкурсных документаций в нарушение Закона о контрактной системе, в частности установления неправомерного порядка оценки по показателю "Качество работ" критерия "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Качество работ":
"Предметом оценки по критерию являются показатели:
- "Описание последовательности, порядка и сроков выполнения работ на объектах" - максимальное значение 50 баллов.
- "Методы, способствующие повышению уровня качества выполняемых работ и способы выполнения работ" - максимальное значение 30 баллов.
- "Информация по технике безопасности и охране труда" - максимальное значение 20 баллов.
По показателям, оценке подлежит предложение участника конкурса в отношении объекта закупки.
Содержание: количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по следующим показателям:
Порядок оценки заявок:
1. "Описание последовательности, порядка и сроков выполнения работ на объектах" - оценивается предложение участника по последовательности, порядку и сроков выполнения работ.
Предложение участника закупки по последовательности, порядку и сроков выполнения работ на объектах оценивается от 0 до 50 баллов.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено описание по последовательности, порядку и сроков выполнения работ на объектах.
Далее количество баллов, присваиваемых каждой заявке, осуществляется Конкурсной комиссией, исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 20 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- максимальная оценка в 50 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки.
2. "Методы, способствующие повышению уровня качества выполняемых работ и способы выполнения работ" - оценивается предложение участника по методам и способам выполнения работ.
Предложение участника закупки по методам и способам выполнения работ оценивается от 0 до 30 баллов.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлены методы и способы выполнения работ.
Далее количество баллов, присваиваемых каждой заявке, осуществляется Конкурсной комиссией, исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- оценка в 1 балл по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 5 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 10 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- максимальная оценка в 30 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены методы и способы выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки.
3. "Информация по технике безопасности и охране труда" - оценивается предложение участника по технике безопасности и охране труда.
Предложение участника закупки по технике безопасности и охране труда оценивается от 0 до 20 баллов.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлена информация по технике безопасности и охране труда.
Далее количество баллов, присваиваемых каждой заявке, осуществляется Конкурсной комиссией, исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- оценка в 1 балл по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 5 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки;
- оценка в 10 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении объекта закупки;
- максимальная оценка в 20 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по технике безопасности и охране труда по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении объекта закупки.
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателям, рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям".
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлен указанный порядок оценки конкурсных заявок, поскольку отсутствует указание "специфику" а также определение понятий "метод" и "способ". Кроме того, по мнению Заявителя жалобы, указанный порядок не позволяет определить, что именно необходимо предоставить в составе заявки - методы, которые будут применяться при проектировании или методы, способствующие повышению уровня качества при строительстве и реконструкции.
Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку конкурсная документация не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данным показателям.
Кроме того, в конкурсной документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присеваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Также, отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п.11 Правил оценки и положений ч.8 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки" по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате организации сотрудников определённой степени квалификации и образования)".
Установлено, что согласно конкурсной документации по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате организации сотрудников определённой степени квалификации и образования)" критерия "Квалификация участников закупки". Заказчиком будет оцениваться наличие в штате организации сотрудников определённой степени квалификации и образования, в соответствии со шкалой оценки обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами приведённой ниже.
Подтверждается при наличии в заявке нижеперечисленных документов:
- копия штатного расписания, копии трудовых книжек указанных сотрудников;
- копии приказов о приёме на работу указанных сотрудников;
- копии дипломов о высшем образовании (учёной степени) указанных сотрудников.
Шкала оценки обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате организации сотрудников определённой степени квалификации и образования)
Значение показателя |
Количество баллов |
Документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют уровню шкалы б) ; в); г); д). |
0 баллов |
Наличие у участника конкурса не менее 10 штатных сотрудников, из них не менее 5 имеющих высшее профильное образование в области гражданского проектирования со стажем работы в должности проектировщика (инженера по проектированию) более 3 (трех) лет, и представлены соответствующие сведения и подтверждающие документы. |
25 баллов |
Наличие у участника конкурса не менее 20 штатных сотрудников, из них не менее 10 имеющих высшее профильное образование в области гражданского проектирования со стажем работы в должности проектировщика (инженера по проектированию) более 3 (трех) лет, и представлены соответствующие сведения и подтверждающие документы. |
50 баллов |
Наличие у участника конкурса не менее 30 штатных сотрудников, из них не менее 15 имеющих высшее профильное образование в области гражданского проектирования со стажем работы в должности проектировщика (инженера по проектированию) более 3 (трех) лет, и представлены соответствующие сведения и подтверждающие документы. |
75 баллов |
Наличие у участника конкурса не менее 40 штатных сотрудников, из них не менее 20 имеющих высшее профильное образование в области гражданского проектирования со стажем работы в должности проектировщика (инженера по проектированию) более 3 (трех) лет, и представлены соответствующие сведения и подтверждающие документы. |
100 баллов |
По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком не установлено, на какое именно количество сотрудников участникам конкурса необходимо предоставить трудовые книжки, приказы о приеме на работу и дипломы о высшем образовании, кроме того, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении приказов о приеме на работу.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки, например, для получения оценки в 100 баллов необходимо подтвердить, что в расположении участника закупки состоит не менее 40 штатных сотрудников, что подтверждается штатным расписанием, копиями трудовых книжек, приказами о приеме на работу, в том числе 20 сотрудников должны иметь высшее профильное образование в области гражданского проектирования со стажем работы в должности проектировщика (инженера по проектированию) более 3 (трех) лет, что подтверждается дипломом о высшем образовании, а также штатным расписанием, копиями трудовых книжек, приказами о приеме на работу.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данных доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанного порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (наличие в штате организации сотрудников определённой степени квалификации и образования)" критерия "Квалификация участников закупки".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "МОСЗАРУБЕЖСТРОЙ" на действия ФГКУ "ДСРиР" обоснованной в части не установления запрета на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики; в части установления неправомерного порядка оценки по показателю "Качество работ" по критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.32, п.9 ч.1 ст.50, п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Д.А. Симонов
исп. Е.А. Дейнега, 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2016 г. N 2-57-3075/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016